Онлайн-курсы

Вернуться к списку

Онлайн-курс: Педагогика мышления в эпоху ИИ: Как преподавателю развить критическое и самостоятельное мышление студентов

  • 2025-12-01 / 2025-12-24

  • 4 недели

  • E-Learning

  • Базовый

  • 0 вебинаров

  • 0 отзывов оставлено

С 1 по 24 декабря проходил онлайн-курс «Педагогика мышления в эпоху ИИ: Как преподавателю развить критическое и самостоятельное мышление студентов».

Генеративные нейросети (ChatGPT, Gemini и др.) обесценили большинство традиционных учебных заданий. Старые методы оценки больше не работают, и преподаватели теряют уверенность в том, что их задания действительно способствуют глубокому обучению.

Как сделать так, чтобы задание требовало критического мышления студентов, а не генерации нейросетью готового ответа?

Этот курс — о стратегическом проектировании заданий, которые по своей сути требуют человеческого суждения, критического анализа и принятия решений в условиях неопределенности. Участники курса освоили методику, которая возвращает актуальность и смысл учебному процессу.

Они перестали тратить время на «ловлю читеров» и стали специалистами, создающим ИИ-устойчивый образовательный процесс, который гарантирует глубокое обучение и готовит студентов к реальным вызовам XXI века.

Специалист, создающий ИИ-устойчивый образовательный процесс — это эксперт, который использует вызовы ИИ как катализатор для создания по-настоящему сильных заданий. Участники освоили проектирование целостной архитектуры заданий, которая развивает критическое мышление и оценивает процесс самостоятельного анализа, аргументацию и принятие решений студента, а не только конечный результат.

После этого курса участники:

  • Мастерски овладели стратегией проектирования заданий, которые требуют человеческого суждения, синтеза и этической оценки, а не просто поиска информации.
  • Научились превращать читерство в задание, используя ответы ИИ как отправную точку для критического анализа и аргументации.
  • Внедрили надежные методы формирующего оценивания (рубрикаторы, рефлексия), чтобы оценивать качество рассуждений и рост студента, а не только факты.
  • Создали готовую архитектуру курса — от аудита и разработки кейсов в условиях неопределенности до сценариев устойчивой устной защиты.
  • Получили полный набор рабочих шаблонов (чек-листы, рубрикаторы, сценарии), которые сразу можно внедрить в свою практику.

Каждый участник курса получил полный комплект готовых шаблонов, рубрикаторов и стратегических планов для немедленного внедрения новой системы оценивания в свою практику.

1. Комплект для методического дизайна

  • Рабочий файл «AI-Аудитор»: включает чек-лист ИИ-уязвимости курса для проведения комплексного аудита заданий по 5 критериям риска и их приоритизации.
  • Банк активных глаголов Таксономии 3.0: Расширенный набор формулировок, помогающих трансформировать типовые вопросы в задачи, требующие анализа, синтеза и оценки.
  • Шаблон кейса в условиях неопределённости: Готовая структура для создания прикладных задач с зонами для внедрения противоречивой или неполной информации, которая ставит алгоритм в тупик.

2. Комплект для оценивания процесса

  • Мастер-рубрикатор оценки критики и аргументации: шаблон для объективного оценивания качества аргументации и анализа ответов, сгенерированных ИИ, а также универсальный Рубрикатор для аналитических заданий.
  • Инструменты индивидуального прогресса: шаблоны структуры рефлексивного отчёта и чек-лист портфолио, предназначенные для оценки роста мышления и самоанализа студента.

3. Комплект для внедрения и устойчивости

  • Готовая стратегия защиты: включает сценарий устойчивой устной защиты с пошаговой инструкцией для преподавателя и примерами вопросов-провокаций для экзаменаторов.
  • План внедрения и коммуникации: пошаговая «Дорожная карта» для интеграции новой системы оценивания, включая стратегию общения с администрацией и коллегами.
  • Шаблон мотивирующего письма студентам: готовый текст, который объясняет студентам реальную профессиональную ценность сложных прикладных задач и снимает возможное сопротивление.

ПРОГРАММА КУРСА

Вебинар 1. Аудит педагогических заданий: новые вызовы и стратегия развития

В этом вебинаре мы проведём строгий аудит ваших текущих задач, чтобы выявить их уязвимости перед генеративными нейросетями.
Вы узнаете, какие именно аспекты задач необходимо проверить, чтобы понять, почему традиционные задания в своей прежней форме теряют учебную ценность в эпоху ИИ.

Мы обсудим важность адаптации заданий, переводя их на уровни анализа, синтеза и оценок, чтобы сохранить их эффективность и направить обучение на развитие критического мышления.
Вы создадите специальные методические инструменты, которые помогут не просто бороться с «читерством», а выстроят систему заданий, устойчивых к ИИ и способствующих современному развитию студентов.

Практикум:

  1. Проведите самоаудит 3–5 заданий вашего курса, используя возможности ИИ для анализа.
  2. Определите, какие рутинные компоненты заданий (поиск фактов, пересказ) снижают их ценность.
  3. Создайте персональный контрольный список ИИ-устойчивости ваших заданий для дальнейшего системного обновления вашего курса.

Вебинар 2. Таксономия 3.0: актуализация задач — от знаний к анализу

Мы перейдем от диагностики уязвимостей (Вебинар 1) к фундаментальной перестройке мышления. Вы узнаете, как трансформировать вопросы «на память» — с которыми ИИ справляется лучше студента — в аналитические задачи, актуальные для эпохи ИИ. Мы освоим метод переформулирования задач на основе современной таксономии Блума, чтобы каждое задание работало над анализом, синтезом и оценкой, а не только на запоминание. Это позволит вам вернуть смысл в учебный процесс и методически обосновать развитие когнитивных навыков.

Практикум:

  1. Переработайте 3–5 типовых заданий своего курса в аналитическом формате.
  2. Подготовьте универсальные формулировки для включения в итоговые тесты.

Вебинар 3. Конструирование реалистичных кейсов и ситуационных задач

ИИ отлично работает со структурированными данными, поэтому наша цель — лишить его этой опоры. На этом вебинаре мы научимся создавать кейсы в условиях неопределённости — задания с неполной, противоречивой или неструктурированной информацией, которые стимулируют принятие самостоятельных и обоснованных решений. Мы отработаем интеграцию ситуационных и этических дилемм, где нет единственно верного ответа, что необходимо для формирования ответственного, профессионального мышления студентов. Эти кейсы с неопределённостью станут гарантией вашей методической уникальности и устойчивости.

Практикум:

  1. Разработайте шаблона кейса в условиях неопределённости для вашего предмета, включающего элементы противоречия.
  2. Спроектируйте сценарий с этической дилеммой, провоцирующей неверный алгоритмический ответ.

Вебинар 4. Анализ ответа ИИ: превращение читерства в задание

Мы освоим уникальный методический прием, при котором автоматический ответ ИИ становится отправной точкой для глубокого анализа. Студент ищет не только правильные решения, но и выявляет неточности, ошибки или нелогичности алгоритма, аргументируя свои выводы. Это позволяет перевести фокус с поиска информации на развитие критического отношения к ней.

Практикум:

  1. Создайте промпт-провокатор для ИИ, который заставит его сгенерировать ответ с контролируемыми ошибками.
  2. Разработайте задания, требующих от студента критического аудита этого ответа.
  3. Продумайте шаблон рубрики для оценки процесса аргументации и критики.

Вебинар 5. Разработка рубрикаторов: оценка процесса и мотивирующая обратная связь

Мы совершим переход от оценки конечного результата к анализу пути решений. Вы освоите методику, как построить и апробировать рубрикаторы, чтобы объективно зафиксировать логику рассуждений, качество аргументации и использование источников информации. Именно этот метод позволяет давать студентам глубокую, формирующую обратную связь, которая повышает их мотивацию.

Практикум:

  1. Оформите черновик рубрикатора для оценки кейса или аналитического задания;
  2. Разработайте набор формул обратной связи, которые будут направлять студента и повышать его мотивацию.

Вебинар 6. Устные форматы и командные проекты: финальный рубеж аргументации

Мы откроем практику моделирования устных защит, публичных обсуждений, ролевых и командных проектов. Это финальный методический рубеж, где развиваются навыки немедленной реакции, общения и самостоятельной аргументации, а автоматизация невозможна. Вы научитесь, как проектировать цепочки заданий, которые завершаются живым, нетекстовым представлением.

Практикум:

  1. Разработайте сценарий устойчивой устной защиты по вашему курсу.
  2. Спроектируйте кейс для командного анализа или дебатов, требующий интерактивного решения.

Вебинар 7. Портфолио и Рефлексия: Оценка Роста Мышления и Индивидуального Прогресса

ИИ не может сгенерировать осознанность и личный опыт. Мы освоим методы использования рефлексии и портфолио для выявления качественного, индивидуального прогресса студентов. Вы научитесь правильно формулировать рефлексивные вопросы, чтобы фиксировать и оценивать самоанализ, ошибки и принятые решения, что является ключевым показателем роста мышления на протяжении всего курса.

Практикум:

  1. Создайте структуру рефлексивного отчёта, фокусирующего студента на критическом самоанализе.
  2. Оформите чек-лист для портфолио, ориентированного на оценку роста и осмысления пути.

Вебинар 8. Финальная архитектура курса: долгосрочная стратегия внедрения и поддержки.

Этот финальный вебинар посвящен синтезу всех освоенных методик в единую, систематизированную модель. Мы разработаем пошаговую «Дорожную карту» обновления вашего курса. Акцент будет сделан на успешной интеграции новых форм, а также на разработке стратегии общения с коллегами и студентами, чтобы обеспечить поддержку и вовлечённость, гарантируя долгосрочную устойчивость вашей работы.

Практикум:

  1. Спроектируйте детальный план по внедрению обновлённой программы с конкретными сроками.
  2. Подготовьте коммуникационную стратегию: создание мотивирующего письма студентам о реальной профессиональной ценности сложных прикладных задач.

Информация о ведущих

  • Куклина Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, имеет опыт научной и преподавательской деятельности общим стажем более 20 лет. Опыт работы в системы высшего профессионального образования - преподаватель, доцент. Заведовала кафедрой педагогики и психологии в филиале Южного Федерального Университета (г. Волгодонск).

С 2005 г. член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, автор свыше 40 публикаций (статей и тезисов статей) в периодических изданиях, сборниках конференций и различного уровня автор свыше 10-ти лекционных курсов и методических разработок для высшего профессионального образования; автор 3 электронных учебно-методических курсов (ЭУМК) для системы высшего образования, два из которых были выполнены в рамках федеральной программы по поддержке и развитию научного потенциала в высшей школе.

С 2010 г. живет и работает в Германии. 2012 - 2013 — стажировка в Университете прикладных наук (TH Köln) в Кёльне, научно-практические интересы — медиапедагогика и медиакомпетентность.

2019-2020 гг - Разработчик электронных учебных программ и преподаватель в АНО дополнительного профессионального образования «Межотраслевой институт развития».

В настоящее время — руководитель проекта по поддержке студентов средних профессиональных учебных заведений (AbH beim Internationalen Bund am Standort Düren). Методолог онлайн-курсов

Он включал в себя вебинары и практические задания, что позволило участникам не только узнать что-то новое, но и применить это на практике.

info@ra-kurs.spb.ru / 8 (812) 997-68-93

Для просмотра записей онлайн курсов ведущих этого курса Вы можете выбрать наиболее подходящие для Вас условия доступа:

УслугаПодробностиЦена
Доступ на 1 мес. к видеозаписям курсов ведущего Куклина Е. А.3600
Доступ на 6 мес. к видеозаписям курсов ведущего Куклина Е. А.4800
Доступ на 12 мес. к видеозаписям курсов ведущего Куклина Е. А.7200