Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения
Оглавление
E-learningТерминология
Немного истории
Государственное регулирование
Потребители e-learning
Области применения e-learning
Сегментация рынка e-learning
Структура процесса электронного обучения
Плюсы и минусы использования e-learning
Основные игроки мирового и российского рынка
Мировой рынок
Российский рынок
Стоимость e-learning
Объем рынка и его прогнозы
Мировой рынок
Российский рынок
Основные сделки на рынке и данные об инвестициях
Тенденции и прогнозы развития рынка
E-learning
Терминология
Прежде чем оценить объемы и перспективы развития рынка e-learning (электронного обучения), необходимо разобраться, что же что входит в это понятие.
Известно, что для определения рынка используются два наиболее часто встречающихся определения: дистанционное обучение (или образование) и e-learning.
Обратимся к законодательным документам. Понятие «дистанционное образование» в России было определено в 1995 году: «Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений». Однако за почти 20 лет, ситуация на рынке в корне изменилась и данное определение уже не соответствует текущей ситуации. Также в российском законодательстве присутствует термин «дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
Участники рынка оперируют такими понятиями как «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «e-learning», «система дистанционного обучения». Все эти понятия являются взаимопересекающимися и используются на российском рынке как синонимы. Но ни одно из них полностью не входит в другое и каждое из них несет свою смысловую нагрузку. Например, существует дистанционное обучение, не являющееся электронным, и также существует электронное обучение, не являющееся дистанционным. Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью каких то средств связи (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, с помощью компьютера и интернет-технологий или нет. В то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде. Таким образом, e-learning может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать e-learning, а может и не использовать.
Дистанционное образование – это образование, полученное с помощью дистанционного обучения. Данные словосочетания также используются как синонимы.
На данный момент на российском рынке не достигнуто единое мнение по поводу терминологии и обозначений на рынке дистанционного обучения. И отсутствуют Обзор мирового и российского рынка электронного обучения механизмы, способные обеспечить создание нормативной базы. В нашем исследовании мы принимаем за определения те, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают содержание данных понятий. Наиболее точное, на наш взгляд, определение термину дали специалисты ЮНЕСКО: «E-learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Данный отчет будет посвящен рынку обучения с помощью Интернет и мультимедиа, а именно e-learning.
Немного истории
История возникновения электронного обучения началась в начале 20 века с разработкой аналогового компьютера для создания симуляции полетов на самолетах США. Создание персональных компьютеров оказало огромное влияние на виток развития программного обеспечения, и к середине 80-х годов доступность персональных компьютеров в мире достигла такой точки, когда начали создаваться компании, специализирующиеся на образовательном программном обеспечении. В мире, начиная с середины 90-х годов, количество разработанных программ в этой сфере насчитывает тысячи.
История российского рынка берет начало с 90-х годов, когда специалисты в области компьютерных технологий разрабатывали первые программные продукты, позволяющие осуществлять взаимодействие между студентами и преподавателями на расстоянии. После принятия концепции создания и развития системы дистанционного образования в 1992 году, в нескольких крупных ВУЗах страны были внедрены первые прототипы систем дистанционного образования. Однако в отличие от мировых технологий, в России уровень компьютеризации был настолько мал, что электронное образование скорее являлось дистанционным видом заочного обучения.
Развитию электронного обучения способствовало формирование рынка бизнес-образования. Организации, предоставляющие услуги в области бизнес-обучения, оценив эффективность нового способа, стали постепенно переходить на электронный вариант.
На сегодняшний день в мире электронное образование используется повсеместно. Например, в США уже более 90% ВУЗов и школ, а также компаний, имеющих численность более тысячи - полутора тысяч человек, используют эту форму обучения. По сравнению с ситуацией в мире, развитие рынка электронного обучения в России, по оценкам специалистов, отстает на 5-7 лет.
Государственное регулирование
Официально дистанционное образование существует в России с 1992 года, когда был принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования для повышения доступности и качества учебных программ по всей территории страны». В 2002 году была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». Cпринятия в 2005 году Минобрнауки России «Порядка использования дистанционных образовательных технологий» в области нормативно-правового обеспечения применения дистанционных технологий обучения не было выпущено ни одного нормативного акта, регулирующего деятельность в сфере дистанционного образования. За это время технологии рынка дистанционного образования ушли далеко вперед и законодательство в этой области уже фактически не актуально.
В текущей редакции закона РФ об образовании дистанционное обучение отсутствует как отдельная форма обучения, закон рассматривает только технологии дистанционного обучения. И многие участники рынка жалуются на отсутствие адекватного государственного регулирования, т.к. зачастую это приводит к некоторым сложностям. Например, отсутствуют стандарты качества и методики осуществления дистанционного образования, не прояснены моменты с авторскими правами и записью дистанционных материалов. На данный момент дистанционное обучение не имеет поддержки на государственном уровне, все преференции имеет только традиционная система обучения.
На сегодняшний день в России рынок Дистанционного образования развивается бессистемно, без централизованного планирования, отсутствует четкое понимание целей и задач развития отрасли. Что существенно отличается от ситуации, например, в Европе. Комиссией Европейского сообщества была определена стратегия развития дистанционного образования, которая определяет e-learning, прежде всего, как планирование завтрашнего образования. Стратегия подразумевает объединение всех участников рынка для оптимального взаимодействия с целью наиболее эффективного развития e-learning. Для этого ставится ряд таких задач, как: обеспечение цифровой грамотности всех учеников, заканчивающих школу; введение диплома о базисных навыках работы на компьютере; возможность переводить студентам дистанционного образования результаты своих зачетов в другие ВУЗы, появление руководящего человека, обеспечивающего работу по дальнейшему развитию отрасли и многое другое. Уже в 2004 году в Европе 77% европейских университетов имели необходимый технический функционал и соответствующий профессорско-преподавательский состав для ведения дистанционного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning — важнейший приоритет настоящего времени. Такой системный подход обеспечивает эффективное развитие отрасли, чего на данный момент не хватает рынку в РФ. И, в особенности, четко прописанного законодательного регулирования.
С точки зрения интересов государства, электронное образование – это возможность получения одинакового уровня образования людям, проживающим в разных точках страны, т.е. способ устранения образовательного неравенства. И для его централизованного развития необходимы инвестиции. Прежде всего, для разработки научно-дидактического и методического обеспечения.
Потребители e-learning
Потребителей электронного обучения можно разделить на корпоративный, образовательный сектор и потребителей индивидуального обучения. В корпоративном секторе заинтересованными компаниями являются те, которым необходимо проводить регулярное обучение сотрудников, особенно если компания имеет филиалы. Наиболее крупные компании, использующие дистанционное обучение в России, это «Уралсиб», «Вымпелком», МПС, «Сибнефть», «Северсталь», «Норильский никель», Сбербанк,АвтоВАЗ и другие.
Образовательный сектор можно разделить на государственный, к которому относятся государственные учебные заведения, и частный, к которому относятся компании, предоставляющие образовательные услуги.
По сравнению с ситуацией в мире, российские ВУЗы значительно отстают: на сегодняшний момент есть всего несколько институтов, которые могут вести сетевой учебный процесс от первой до последней дисциплины, направления или специальности. Лидерами в области дистанционного обучения являются Томский государственный университет управления и радиоэлектроники, Тюменский государственный университет, Московский институтменеджмента, экономики и права, Московский технологический институт. Также можно отметить такие ВУЗы как Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет, Московский индустриальный университет и другие. Кроме того, на территории РФ занимаются около 100 иностранных образовательных учреждений с помощью российских посредников.
Значительно распространено дистанционное бизнес-образование. Наиболее крупными школами в России являются Центр дистанционного обучения Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ, Moscow Business School, Международный институт менеджмента ЛИНК, Институт магистерской подготовки МЭСИ и другие.
Индивидуальные пользователи e-learning используют все возможности, которые предоставляет интернет, а также бесплатные сайты по обучению. Это сайты, предоставляющие лекции, видео-материалы, вебинары и тесты практически во всех областях, доступных для изучения через интернет. Например, такие сервисы как https://www.openlearning.ru , www.intuit.ru , www.coursera.org.
Области применения e-learning
В корпоративном секторе и секторе частных образовательных структур можно выделить несколько основных категорий, к которым относится большинство дистанционных курсов:
- Изучение новыми сотрудниками продуктовой линейки предприятия и корпоративных стандартов;
- Развитие различных умений и навыков;
- Обучение программным продуктам;
- Обучение различным нормативам, правилам и стандартам;
- Бухгалтерский учет и законодательство;
Отраслевых ограничений применение электронного обучения не имеет, а эффективность метода зависит от каждой конкретной отрасли. По данным Skillsoft применение e-learningв корпоративном секторе лидирует в следующих отраслях:
- информационные технологии – 22%;
- управление персоналом – 16%;
- клиентское обслуживание – 14%;
- бухгалтерия/финансы и маркетинг/продажи – по 9%;
- инженерные знания – 3%;
- другие отрасли – 27%.
В области Государственного образования электронное обучение применимо к любой специальности с ограничениями доли дистанционного и очного обучения в отдельных случаях.
Сегментация рынка e-learning
Рынок услуг для электронного обучения можно разделить на 2 сегмента:
- Компании-разработчики программного обеспечения;
- Компании-разработчики электронных курсов и учебного контента.
1. Первый сегмент составляет основную часть рынка услуг электронного обучения. К нему относятся компании-разработчики программного обеспечения, которых также можно условно разделить на сегменты.
- Разработка LMS (Learning management system – система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems - система управления учебным контентом).
- Инструменты для организации и проведения вебинаров или виртуальных классов;
- Создание средств для разработки электронных курсов и учебного контента (системы разработки курсов).
Разделение на сегменты условное, так как многие компании представляют все сегменты e-learning, другие – имеют разработки в двух или одном сегменте.
- LMS представляет собой платформу для развертывания электронного обучения.
Платформа выполняет следующие функции:
- предоставляет интерфейс для процесса обучения и взаимодействия преподавателя
- и обучающихся.;
- предоставляет обучающимся доступ к учебному порталу, который является
- отправной точкой для доставки всего учебного контента;
- предоставляет необходимые инструменты для формирования учебных программ,
- контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения,
- организации коммуникаций между студентами и преподавателями;
- управляет обучающимися, включая задачи регистрации и контроля доступа
- пользователей к системе и к учебному контенту;
- организует слушателей в группы для предоставления им общих курсов и
- составления отчетности;
- управляет аудиторными и преподавательскими ресурсами;
- отвечает за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса
- (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы);
- обеспечивает механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-learning6
В России очень часто термин LMS используют как синоним термина Система дистанционного обучения. Однако это не совсем так. LMS - это лишь программное обеспечение для функционирования самой системы дистанционного обучения. Сама СДО включает в себя технологический аспект (программное обеспечение и аппаратную часть), процессы организации обучения в условиях ДО, и людей, которые будут обеспечивать эти процессы (администраторы, преподаватели, методисты, студенты, абитуриенты).
LCMS – это система, которая сконцентрирована на задаче управления содержанием учебного контента, но не самим процессом обучения. Сама система ориентирована не на конечных пользователей e-learning, т.е. обучающихся, а на специалистов по разработке электронных курсов, т.е. программистов. LCMS ориентирована на развитие, управление и публикацию содержимого учебного контента и поставляется, как правило, через LMS.LCMS является многопользовательской средой, в которой разработчики могут создавать и хранить учебный контент, управляя им с помощью центрального хранилища объектов. В этом отличие LMS и LCMS: LMS не имеет возможности создания и изменения курсов, она не может использовать содержимое одного курса для создания другого. Это входит в возможности LCMS: система может создавать, управлять и поставлять не только отдельные учебные модули, но и управлять и редактировать отдельные части учебного контента. Система управления учебным контентом хранит материалы учебного курса, создает классификацию материалов, ведет историю изменений контента, позволяет вести коллективную работу над наполнением курса и формировать его из отдельных компонентов. Эти материалы могут включать в себя медиа-файлы, созданные в других средствах разработки, моделирование, текст, графику или любой другой объект, составляющий содержимое контента.
В настоящее время граница между LMS и LCMS стирается, т.к. разработчики LMS включают в них функциональность, характерную для LCMS, т.е. возможности управления учебным контентом, а решения категории LCMS могут реализовывать возможности общего управления обучением. Существует еще TMS (Talent Management System) – система управления талантами, уже получившая распространение на западе, но еще не дошедшая до России. TMS представляет собой интегрированный пакет программного обеспечения, основанный на 4 столпах управления талантами: прием на работу, служебная деятельность, обучение и развитие. TMS являются помощниками для компаний в обеспечении стратегического развития с помощью накопления и развития человеческого капитала. По мнению Bersin & Associates, TMS может быть определена как осуществление комплексных стратегий и систем, направленных на улучшение процессов набора, развития и мотивации людей с необходимыми навыками и способностями для удовлетворения текущих и будущих потребностей организации.
- Инструменты для организации и проведения вебинаров и виртуальных классов. Вебинар или виртуальный класс – это технологии и инструменты для проведения онлайн встреч и совместной работы в режиме реального времени с помощью веб камер. Может использоваться также для проведения виртуальных уроков, проведения лекций и семинаров. По сути это конференция или семинар, которая проводится не в конференц-зале с реальными участниками, а с помощью веб-камеры у экрана монитора или через мобильный телефон.
- Средства для разработки электронных курсов. Представляет собой удобную программную оболочку и организована таким образом, что даже незнакомый с программированием человек сможет разобраться в процессе создания обучающего контента. Текст лекций и обучающих материалов можно редактировать по своему усмотрению, разбивать его на разделы, вставлять иллюстрации, всплывающий текст, флэш-рисунки и многое другое.
Средства для разработки курсов бывают встроенными в LMS и независимыми от нее. В первом случае потребитель не сталкивается с интеграцией средства и LMS – они дополняют друг друга. Но, как правило, встроенные средства разработки ограничены с точки зрения функциональности. Поэтому очень часто при наличии встроенного средства разработки компании дополнительно покупают независимые решения.
Идеальная система для разработки электронного курса умеет легко обновлять контент и обмениваться им, она удобна в работе и проста в использовании, она легко внедряется в LMS и поддерживает международные стандарты.
2. Второй сегмент составляет небольшую долю рынка e-learning (по крайней мере, в России). Компании, занимающиеся созданием электронных курсов и учебного контента, выполняют непосредственно наполнение электронного курса базой знаний для обучающихся, т.е. создают архив учебных материалов, лекций, создают тесты и опросы и т.п.
Основными формами учебного контента являются электронный курс (пакет учебного контента, изучение которого является управляемым), симуляция (виртуальная среда, имитирующая реальные условия деятельности), лекция (веб семинар, запись вебинара). Может использоваться практически любой электронный контент: графика, анимация, видео, документы и т.д. Разработка учебного контента может быть коллективной и индивидуальной, на основе готовых шаблонов или полностью авторской.
Создание учебного контента – наиболее трудоемкий процесс в этапе внедрения elearning. Пользоваться услугами сторонних компаний не обязательно, потребители электронного обучения, по своему усмотрению, могут наполнять электронные курсы самостоятельно или обращаться к специалистам. Другое дело, что, например, в России таких компаний пока немного, чуть более двадцати12. За последние годы на рынок стали выходить новые компании, оказывающие такие услуги, но этот сегмент все еще не заполнен.
Структура процесса электронного обучения
Электронное обучение включает в себя три ключевых компонента - технологии, люди и процессы.
Технологии. Прежде всего, это программное обеспечение, позволяющее проводить сам процесс обучения. В области e-learning ПО делится на LMS и LCMS (см. выше).
Система управления обучением (LMS) позволяет планировать и проводить учебный процесс, управлять тестированием и контролировать процесс получения знаний, а также вести учет и анализ результатов обучения.
Учебный контент (LCMS) в электронном обучении состоит, как и в жизни, из учебников, лекций, практических заданий, тестов и экзаменов, только в электронном виде.Например, лекция может быть проведена с помощью вебинара или предоставлена в записи.
Люди. Управление процессом обучения осуществляет преподаватель (или в другом варианте – тьютором), который контролирует прохождение обучения учениками, записывает видеолекции или проводит вебинары, осуществляет создание и проверку тестовых работ и принимает окончательную аттестационную работу.
Также для процесса электронного обучения необходим системный администратор, который отвечает за техническую составляющую процесса электронного обучения. Чем сложнее система, чем больше количество обучающихся и чем более сложным является процесс обучения и учебный контент - тем больше нужно людей, способных отслеживать правильность работы и устранять, в случае необходимости, возникающие технические ошибки
Процессы. Процесс подразумевает организацию объединения преподавателей, учащихся и администраторов, а также их взаимодействие, в одном учебном процессе. А также сам процесс обучения.
После тестирования будущего ученика, ему предоставляется доступ в систему дистанционного обучения. Как правило, процесс обучения разбивается на модули, после прохождения каждого из которых проводится промежуточное тестирование. Тесты могут проводиться и в течение прохождения отдельного модуля для закрепления пройденного материала.
Электронное обучение, также как и заочное, предполагает значительный объем самостоятельной работы. Но преимущество e-learning в том, что оно обладает интерактивными возможностями общения преподавателя с учениками. Это достигается с помощью видео и веб-конференций в виде лекций и семинаров. Групповые занятия и лабораторные работы проходят на форумах или с помощью веб-конференций. По окончании обучения, при необходимости, ученик пишет и сдает аттестационную работу, которая, также при необходимости, может быть защищена в очной форме.
Плюсы и минусы использования e-learning
К основным преимуществам e-learning относится:
- Одно из основных преимуществ электронного обучения – это экономия времени. У обучающихся и преподавателя отсутствует необходимость присутствовать очно на лекциях и тестах, добираясь до места их проведения. По данным Cedar Group, время обучения с помощью e-learning меньше на 35—45%.
- Для корпоративного и частного образовательных секторов огромное преимущество электронного обучения – сокращение затрат. Происходит оптимизация затрат на переезде сотрудников, проживании, аренде залов и оплате расходов бизнес-тренеров. По данным Cedar Group, стоимость услуги электронного обучения дешевле прочих форм образования на 32—45%
- Электронное обучение предоставляет возможность обеспечения обучения в любое время вне независимости от преподавателя;
- Для обучающихся с помощью e-learning – это возможность обучения в своем темпе в любое удобное время;
- По сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15—25%;
- Другие достоинства e-learning - лёгкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстрая доступность статистики для анализа и возможность просмотра видеолекций неограниченное количество раз.
Недостатки e-learning:
- Основной недостаток e-learning – это проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует 100% гарантия, что именно этот студент отвечает на вопросы теста. Для устранения этой проблемы существует несколько вариантов решений, которые необходимо использовать в комплексе:
- ввод уникального логина и пароля в систему, статический ip адрес;
- использование идентификации отпечатков пальцев или сетчатки глаза;
- настройка системы тестирования на мониторинг временных интервалов на
- ответ, т.е. если студент отвечает слишком быстро на сложнейшие вопросы,
- система подаст сигнал о возможных нарушениях;
- тестирование обучающегося под видеоконтролем преподавателя.
- Другой недостаток электронного обучения – отсутствие мотивации извне и недостаток контроля, характерного для очного обучения. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию. Кроме того, грамотное построение электронного курса по системе Джона Келлера14 подразумевает создание у обучаемого мотивации на дальнейшее прохождение курса. Однако чем длиннее во времени учебный курс, тем сложнее удерживать внимание обучающегося.
- При электронном обучении фактически отсутствует обратная связь между преподавателем и студентами (если не используется вариант интерактивного вебинара), нет живого общения, поэтому электронное обучение имеет определенные ограничения в применении. Например, оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.
Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотного построения учебного курса, во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодняшний день, это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО. В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Например, в Германии, по данным социологов, работодатели ценят дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.
Развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли. В то время как рынок e-learning Европы и США можно назвать зрелым, в России и странах СНГ только начинается его становление.
Основные игроки мирового и российского рынка
Мировой рынок
Компании Соединенных Штатов и Европы доминируют на мировом рынке с 70-ти процентной долей. Есть несколько основных лидеров на рынке. Это самая популярная в мире система с закрытым исходным кодом Blackboard и две самые популярные системы с открытым исходным кодом – Moodle и Sakai. По данным https://www.zacker.org, они делят рынок между собой следующим образом: Из TOP-200 лучших университетов мира по версии The World University Rankings за 2011 г. в настоящее время более 70% используют системы и решения компании Blackboard.
Blackboard Inc. – компания-производитель программного обеспечения. Была основана в 1997 году и известна, прежде всего, как разработчик образовательного программного обеспечения, в особенности LMS. Компания реализует программное обеспечение длягосударственного и коммерческого образования, мобильного и социального обучения, и сопутствующие услуги для клиентов. Компания является лидером в интернет-образовании программного обеспечения. В конце 2010 года, продукты Blackboard использовали более 9300 учреждений в более чем 60 странах мира. Программное обеспечение Blackboard включает несколько направлений: Blackboard learn (LMS), Blackboard Collaborate (виртуальные классы), Blackboard Mobile (мобильное обучение), Blackboard Connect(система для массовой рассылки по телефону или e-mail), Blackboard Transact (система для идентификации личности), Blackboard Analytics (система для хранения и анализа данных).
Moodle — система управления курсами, также известная как система управления обучением с исходным кодом. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн обучения. Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширяться сторонними разработчиками. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать также следующие типы модулей:
- Элементы курса
- Отчеты администратора
- Типы заданий
- Плагины аутентификации
- Блоки
- Форматы курсов
- Отчеты по курсам
- Поля базы данных (для элемента курса "База данных")
- Плагины подписки на курсы
- Фильтры
- Отчеты по оценкам
- Форматы экспорта оценок
- Форматы импорта оценок
- Портфолио
- Типы вопросов в тестах
- Форматы импорта/экспорта тестов
- Отчеты по тестам
- Хранилища файлов
- Типы ресурсов
- Плагины поиска
Moodle работает на Unix, Linux, FreeBSD, Windows, Mac OS X, NetWare и любых других системах, поддерживающих PHP и базы данных, в том числе большинство провайдеров хостинга. В середине 2011 года система Moodle использовалась более чем на 55 тыс. зарегистрированных сайтов с более чем 44 млн. пользователей, на 4,7 млн. курсов в 214 странах и более чем на 75 языках.
Sakai - это программная оболочка c открытым исходным кодом, которую разрабатывает и использует сообщество научных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц. ПО Sakai распространяется по свободной лицензии сообщества и используется для обучения, научных исследований и сотрудничества. Системы Sakai включают в себя CMS, LMS и виртуальные классы.
Sakai основан на технологии Java, это означает, что он хорошо защищен и более стабилен, чем большинство конкурентов. Программное обеспечение Sakai включает в себя множество возможностей по разработке курсов и организации системы управления курсами, а также управление прохождением документов, форумы, чаты, онлайн-тестирование и т.п. Sakai состоит из отдельных модулей, которые можно собирать как конструктор, если каких-то составляющих, необходимых пользователю, не достает, то их всегда можно добавить.
Российский рынок
На российском рынке, по данным https://www.smart-edu.com, присутствует более 30 компаний, предоставляющих услуги электронного обучения. Многие из них предоставляют комплексные услуги, включающие разработку LMS/LCMS, виртуальные классы (вебинары) и средства для разработки курсов. Другие специализируются только на отдельных видах услуг. При этом сегмент инструментов для разработки электронных курсов является наименее развитым.
По мнению специалистов отрасли, на рынке можно выделить несколько основных поставщиков программного обеспечения для e-learning: WebSoft, Competentum, Redlab/Redcenter, Новый Диск, Гиперметод, Прометей. Наибольшие доли рынка принадлежат компаниям Гиперметод, Websoft и Competentum.
Гиперметод - разработчик программного обеспечения и решений для электронного обучения, разработки электронных учебных курсов, тестов и тренингов. Компания занимается разработкой и внедрением систем электронного обучения. Комплекс услуг включает поставку уже готового программного обеспечения, реализацию любых этапов масштабного проекта внедрения, включая первичное обследование, настройку и доработку системы с учетом пожеланий заказчика, интеграцию с уже существующими системами, обучение и услуги консалтинга, а также разработку учебных курсов и учебного контента.
Продукты компании используют более 400 организаций в России и других странах, среди них университеты, корпоративные учебные центры, розничные сети, банки, предприятия оборонного комплекса, структуры государственной власти. Программные продукты «ГиперМетод IBS» переведены на восемь языков мира. Компания предлагает следующие виды продуктов:
- Платформа для организации и ведения дистанционного и смешанного обучения eLearning Server;
- Система создания информационного портала eLearning SIS;Обзор мирового и российского рынока электронного обучения
- Система управления учебным контентом eLearning CMS;
- Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений eAuthor CBT;
- ПО для управления обучением в компьютерном классе iNstructor;
- Инструмент для проведения различных мероприятий в Интернет или
- корпоративной сети в режиме реального времени - iWebinar.
Websoft. Компания предоставляет услуги разработки программных продуктов для электронного обучения и автоматизации процессов управления персоналом. Собственная библиотека компании составляет более 60 готовых электронных курсов для корпоративного сектора. Компания реализует проекты в финансовом секторе, крупных розничных сетях и банках. Продукты компании Websoft используют более 1500 организаций в России и СНГ.Компания предлагает следующие виды продуктов:
- Инструмент для комплексной автоматизации процессов управления персоналом –WebTutor;
- Инструмент разработки электронных курсов – CourseLab;
- Инструмент для коллективной разработки электронных курсов - CourseLab Teamwork;
- Инструмент для проведения вебинаров - Виртуальный класс;
- Сервис для проведения вебинаров – v-class.ru;
- Сервис для организации дистанционного обучения и тестирования - mylms.ru.
Competentum предлагает услуги и решения e-learning для корпоративного и образовательного сектора: системы управления обучением, системы создания и управления электронным контентом, готовые электронные библиотеки курсов для бизнеса, профессиональных тренингов, общеобразовательного обучения. Компания имеет статус Microsoft Gold Certified Partner и представляет услуги в России, США и Европе. Библиотека готовых курсов компании составляет более 20 тысяч.Компания предлагает следующие виды продуктов:
- Система дистанционного обучения - Competentum.инструктор 2010;
- Решение для организации дистанционного обучения на основе портальной платформы Microsoft SharePoint 2010 - ShareKnowledge 3.1;
- Инструмент для быстрой разработки слайдовых электронных курсов и тестирований - Competentum.автор;
- Интернет-сервис по аренде системы дистанционного обучения Competentum.online;
- Сервис для проведения вебинаров Competentum.webinar.
Стоимость e-learning
Прежде всего, стоит отметить, что ведущие разработчики продуктов e-learning не афишируют стоимость своих продуктов. Существуют данные экспертов и пользователей, которые раскрывают информацию о том, сколько стоит владение лицензией, например, на LMS. Очевидно, что узнать конкретную стоимость внедрения продуктов e-learning возможно только приступив к поиску наиболее подходящего решения для каждого конкретного случая.
Например, по данным Michael Feldstein, владение лицензией Sakai для Университета Северной Каролины (США) обходится в 332 тыс. долларов в год, Blackboard – 620 тысяч долларов. Для The North Carolina Community College System (США) переход с Blackboard на Moodle привел к увеличению стоимости владения в момент смены системы на 35%, но в дальнейшем она уменьшилась на 75%. Стоит отметить, что системы LMS с открытым исходным кодом в итоге стоят дешевле (систем с закрытым кодом). А число пользователей, которые применяют локальные решения, не привлекая сторонних разработчиков, увеличивается.
Стоимость курса e-learning зависит от очень многих факторов. Вот только основные из них:
- покупается готовый продукт или требуется его разработка;
- объем предполагаемых работ и количество участников, на который рассчитан курс;
- число разрабатываемых курсов и их типов
- и многое другое.
Поэтому стоимость продуктов e-learning определяется в каждом конкретном случае.
В то же время существуют некоторые данные о стоимости различных продуктов и услуг elearning. Стоимость готовой системы ДО в России может составлять от 65 тыс. до 1 млн. рублей (в зависимости от количества пользователей), а стоимость проектов по внедрению профессиональных систем может доходить до 10 млн. рублей20. По данным статьи заместителя главного редактора «e-Learning World»21, в 2003 году стоимость разработки LMS в России составляла от 2900 до 3900 тысяч долларов для ВУЗов и от 3900 до 120000 тысяч долларов для коммерческих компаний.
Стоит также отметить, что существует достаточное количество бесплатного программного обеспечения. Такие системы ограничены количеством обучаемых, и, в некоторых случаях, расходы, связанные с адаптацией бесплатного ПО, могут быть сопоставимы с расходами на закупку коммерческого программного обеспечения.
Объем рынка и его прогнозы
Мировой рынок
По данным Global Industry Analysts, оборот рынка e-learning в мире в 2010 году составил 52,6 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2007 г. на 32% (40 млрд. долларов). К 2015 году аналитическая компания прогнозирует рост до 107 млрд. долларов.
Самая большая доля рынка e-learning в мировом секторе принадлежит США и странам Евросоюза. При этом в европейских странах в сфере образования отрасль развивается в основном за счет государственных дотаций, а в США уже действует коммерческая система. Поскольку отрасль в этих регионах уже является развитой, процент роста рынка в них небольшой: 7% в Северной Америке и 12% в Западной Европе. В то время как на развивающихся рынках темпы роста составляют 33,5% в Азии, 23% в Восточной Европе и 19,8% в Латинской Америке.
Мировой рынок электронного образования для самостоятельного обучения (Market for Self-paced eLearning), по данным Ambient Insight, в 2009 году составлял 27,1 млрд. долларов со среднегодовым темпом роста в мире 12%, а в Восточной Европе, включая Россию – 23%. В 2010 году объем мирового рынка для самостоятельного обучения вырос до 32,1 млрд. За последние 5 лет темп роста составил 9,2% и к 2015 объем рынка обещает вырасти до 49,9 млрд. долларов.
В 2010 год темпы роста рынка Self-paced e-learning по регионам составили:
- Азия – 28,4%;
- Восточная Европа – 22%, при этом темпы роста в отдельных странах превышают средний по региону, например, в Польше, Чехии, Венгрии и Румынии темп роста составляет намного больше чем 20%;
- Латинская Америка – 19%. Страны Латинской Америки в настоящее время стремятся экспортировать технологии за пределы региона;
- Африка – 17%;
- Ближний Восток – 10%. Рынок Ближнего Востока и Африки являются перспективными с точки зрения вложения средств в развитие рынка;
- Западная Европа – 7%;
- Северная Америка – 4%.
Если рассматривать рынок по странам, то наибольший рост показывают страны Азии: Индия – более 55%, Китай – более 50%, Малайзия – более 40%. В десятку лидеров по росту рынка e-learning попала также Украина с темпом роста в 20%.
По данным исследования Ambient Insight, во многих странах правительства оказывают значительное влияние на учебные заведения с целью внедрения электронного обучения. В других странах, таких как Бразилия, Индонезия, Китай, Эфиопия, наоборот, внедрение e-learning встречает сопротивление со стороны властей, прежде всего, в сфере экспансии иностранных компаний-поставщиков.
К 2014 году Северная Америка сохранит свои лидирующие позиции по объему рынка, также как и Западная Европа. Однако, учитывая высокие темпы роста в странах Азии, именно этот регион займет вторую позицию в мире по объему рынка электро нного обучения.
Российский рынок
Поскольку рынок e-learning в России не выделен пока в самостоятельную отрасль, статистические данные отсутствуют и информация об объемах рынка носит оценочный характер. Например, VP Group и Blackboard считают, что рынок программного обеспечения e-learning в России составляет около 2% от общемирового объема. Авторы исследования «Электронное образование и развитие инновационной экономики России» считают, что объем рынка e-learning в России в 2010 году составил около 4,7 млн. долл., а в 2011 году прогнозируется увеличение до $10 млн. в связи с реализацией государственных образовательных программ и растущим спросом. При этом холдинг РБК оценил рынок электронного бизнес-образования в 1,4 млрд. рублей еще в 2008 году.
На сегодняшний день рынок e-learning в России находится в стадии развития и является пока «незрелым». Потенциальный объем рынка оценивается очень высоко. Например, согласно данным «The Economist Intelligence Unit», граждане России тратят около $10 млрд. в год на получение дистанционного образования в иностранных университетах.На сегодняшний день потенциальный спрос и реальное предложение российского рынка e-learning отличаются друг от друга в десятки раз. Рынок будет расти и развиваться как за счет новых потребителей, так и за счет поиска опытными потребителями улучшений существующих систем.
По данным CNews Analytics, в России корпоративный сегмент развивается более быстрыми темпами, в то время как росту государственного сектора препятствуют консервативность представителей ВУЗов, отсутствие четко прописанного законодательства в этой области и финансовые затруднения.
Согласно прогнозам участников рынка, рост рынка электронного образования в России составит 20-25% ежегодно.
Основные сделки на рынке и данные об инвестициях
По данным «Ambient Insight», за период 1999-2011 гг. в развитие компаний, занимающихся технологиями e-learning, было инвестировано свыше 8,5 млрд. долларов. Размер частных инвестиций достиг объема в 1,2 млрд. долларов в 2000 году. После затишья в 2002-2004 гг., в 2005 году снова возобновился рост инвестиций, показав всплеск в 2008 году в размере 1,1 млрд. долларов. В 2009-2010 гг. снова наблюдался некоторый спад инвестирования, снова возросший в 2011 году. Всплеск последнего года обусловлен вкладом в размере 125 млн. долларов в компанию «K12», 33 млн. долларов в «Knewton» и 24 млн. долларов в «VectorLearning».
Сейчас инвесторы предпочитают вкладываться в мобильное обучение, тогда как раньше основной интерес был сосредоточен на самостоятельном обучении. Из следующей диаграммы виден возрастающий интерес инвесторов к мобильному обучению и социальному обучению (в меньшей степени).
Тенденции и прогнозы развития рынка
Рынок электронного обучения США является мировым лидером, как по объемам доходов, так и по тенденциям развития. Рынок решений в области дистанционного образования США составляет более 50% от общемирового рынка. Именно США определяет глобальные тренды развития рынка e-learning во всем мире. Поэтому для понимания ситуации на рынке мы рассмотрим тенденции развития рынка США.
Тенденции развития рынка США
В 2011 году в корпоративном секторе e-learning значительно выросло использование технологий электронного обучения, например:
- мобильных технологий – на 87%;
- инструментов для быстрой разработки учебного контента – на 54%;
- готового учебного контента – на 39%;
- социальных сетей – на 47%.
Популярность использования технологий e-learning отличается в зависимости от сектора
рынка.
Объемы проникновения технологий электронного обучения в корпоративном секторе растут быстрее, чем в государственном. Так, в области корпоративного обучения более 50% всего обучения производится в электронном, виртуальном или смешанном виде, в то время как в государственном секторе доля составляет 43%; технологии веб-конференций используют 75% участников корпоративного рынка (на основе проведенной выборки) и 66% участников государственного рынка. Корпоративный сектор больше склоняется к использованию технологий модели SAAS.
Потребители e-learning, приобретая системы LMS, LCMS и TMS больше всего заинтересованы в следующих технологиях:
- Слежение за прохождением и завершением учебных курсов – 90% организаци й;
- Возможности для оценки и тестирования – 73% организаций;
- Встроенное ведение отчетности – 70% организаций;
- Электронные рассылки и маркетинг учебных курсов – 53% организаций;
- Возможности для создания учебного контента – 50% организаций;
- Выявление пробелов в умениях – 46%;
- Управление эффективностью – 46%;
- Возможности быстрой разработки учебного контента – 44%;
- Предоставление обучения по требованию – 43%;
- Планирование карьерного развития – 42%;
- Слежение за регистрациями и назначением учебных курсов – 38%;
- Инструменты социальных сетей – 31%;
- Планирование преемственности – 31%;
- Управление компенсациями – 16%.
Тенденции развития рынка в мире:
Основными тенденциями развития рынка e-learning первого порядка в мире в настоящее время являются следующие:
- использования социальных сетей для электронного обучения;
- рост популярности SAAS решений;
- распространение мобильного обучения.
Хотя эти тенденции нельзя назвать новыми, но можно сказать, что сейчас глубже раскрывается потенциал уже известных решений. Например, социальные медиа уже используются в целях обучения, но теперь пришло осознание того, что для людей социальные сети стали неотъемлемой частью мышления и обучения. И в скором времени ожидается расцвет приложений для обучения с помощью социальных сетей.
Возрос интерес к SAAS-продуктам. Некоторые крупные компании переходят на модели SAAS, и, по мнению экспертов, эти системы в скором времени могут потеснить лидеров рынка, таких как, например, Blackboard. Согласно исследованию «The 2012 IT Budget Benchmarking», в 2012 году расходы компаний на SAAS решения возрастут на 20%.
По данным компании Corporate Executive Board, в корпоративном секторе в 2012 году одним из важнейших приоритетов компаний станет мобильное обучение и следует ожидать роста вложений в мобильные приложения для обучения на 60%.
Основные тенденции на мировом рынке e-learning второго порядка озвучены Ambient
Insight:
- Постепенный переход рынка e-learning из корпоративного сектора в государственный. По мнению исследователей, в ближайшие пять лет тенденция сосредоточения интересов инвесторов в корпоративном секторе уступит место сегменту государственного сектора. Наиболее перспективными вложениями станут инвестиции в разработку технологий e-learning в образовании от дошкольного до высшего;
- Повсеместное распространение платформ для электронного обучения с открытым исходным кодом во всем мире;
- Постоянный выход на рынок новых поставщиков технологий для e-learning в каждом регионе мира, даже в регионах со зрелым рынком, таких как Северная Америка и Западная Европа;
- Появление межрегиональных поставщиков e-learning продуктов, которые удовлетворяют потребности потребителей нескольких регионов одновременно;
- Глобальный переход от систем LMS к системам управления образовательной
- деятельностью (TMS);
- Корпоративные слияния, укрупнение ведущих мировых вендоров.
Россия
В целом, основные тенденции развития рынка e-learning в России схожи с мировыми трендами, это:
- мобильное обучение;
- интеграция с социальными сервисами;
- развитие SAAS решений.
Стремительное развитие рынка смартфонов, коммуникаторов и планшетных компьютеров приносит новые веяния в индустрию e-learning, подталкивая развитие мобильного обучения. Сегодня практически любой контент систем e-learning можно просмотреть на мобильном устройстве и необходимости в разработке чего-то специального уже нет. Очевидно, что мобильное обучение в любом случае требует специального подхода и существуют свои особенности разработки, поэтому говорить о разработке одной версии для всех устройств пока нельзя. Но движение в этом направлении вполне очевидно. По данным РАЭК сегодня в России уже около 5 миллионов Обзор мирового и российского рынока электронного обучения пользователей мобильного интернета, и большинство из них в возрасте 16-19 лет26. В ближайшем будущем также начнут появляться различные приложения для внедрения в социальные сети, что обусловлено огромной интеграцией жизни большинства людей молодого поколения с социальными сетями.
На сегодняшний день рыночные предложения рынка e-learning в России расширились за счет предложений модели SAAS: появились услуги аренды системы дистанционного обучения, аренды контента и аутсорсинг бизнес-процессов. SAAS направление постепенно набирает обороты на российском рынке. За последние два года в СНГ количество решений e-learning, предоставляемых с помощью SAAS, выросло почти на 50%.
В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных учебных заведений в России, предоставляющих услуги бизнес-обучения. Уже сейчас в России обучением с помощью электронных технологий занимаются более 100 зарубежных компаний, которые охватывают более 350 тыс. российских граждан. На сегодняшний день около 90% учебных заведений в мире способно предложить обучение в электронном варианте. Россия в этом смысле отстает от мирового рынка на 5-7 лет.
В ближайшем будущем рынок электронного обучения в России будет характеризоваться следующими тенденциями:
- появление новых игроков на рынке e-learning;
- рост числа участников профессиональных сообществ по электронному обучению;
- рост рынка вебинаров и вебконференций;
- логичным шагом должно стать развитие адекватного государственного регулирования и создания нормативной базы быстро развивающейся отрасли с определением четких целей и задач развития электронного обучения;
- в долгосрочной перспективе рынок электронного обучения, по примеру мировых тенденций, начнет смещаться в сторону TMS.
Поскольку рынок все равно развивается, вне зависимости от отсутствия должного государственного регулирования, спрос на электронное обучение будет возрастать не только в корпоративном, но и в государственном секторе. На сегодняшний день многие учебные заведения в России стоят перед выбором сокращения невостребованных специальностей или внедрения электронного обучения. По традиции, Россия догоняет мировые рынки, на которых сейчас электронное обучение получило практически повсеместное распространение. Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать дальнейшего распространения электронного обучения одновременно с постепенным снижением объемов очного обучения, в большей степени это касается корпоративного сектора.
Настоящий обзор была подготовлен ООО «СиМедиа» и носит исключительно информационный характер. Информация, содержащаяся в обзоре, получена из источников, признаваемых нами достоверными, однако ООО «СиМедиа» не несет ответственности за точность представленных данных. ООО «СиМедиа» и ее сотрудники не несут ответственности за прямой или косвенный ущерб, наступивший в результате использования настоящей публикации или ее содержания.