Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Уроки E-Learning’а

Люди колеблются вместе с новыми технологиями. Те компании и институты, которые быстро учились на ошибках, или никогда не стремились попасть в первые ряды, выжили, и даже процветают. Мы с Солом Карлинером (Saul Carliner, Ph.D.) (адъюнкт-профессор программы обучения образовательным технологиям Университета Конкордия, Монреаль) начали говорить на эту тему еще несколько лет назад, и даже стали соредакторами недавно вышедшей книги «Руководство по e-Learning: Прошлые обещания, Нынешние проблемы» (Pfeiffer, 2008). Мы попросили лучших специалистов в этой области помочь нам понять, чему мы научились за последние лет десять.

Урок 1: Онлайновое и традиционное обучение не взаимозаменяемы.

Маргарет Дрисколл (Margaret Driscoll, EdD), консультант по менеджменту, IBM Global Services, говорит, что слишком многие компании пытались «сделать» электронное обучение путем перемещения обычного обучения в онлайн. По большей части, это не сработало. У онлайнового и обычного обучения разные параметры, и их надо учитывать при принятии решения: какое обучение использовать, или в каком виде комбинировать.

Патрик Лэмб (Patrick Lambe), основатель консалтинговой фирмы Straits Knowledge, президент Общества Управлением Знаниями и Информацией, адъюнкт-профессор Гонконгского Политехнического университета, рассказывает, что компании вначале аргументировали за электронное обучение, концентрируясь исключительно на экономии в затратах. Но обучение в классе, говорит Лэмб, не взаимозаменяемо с электронным обучением. У них совершенно разная составляющая цены. Тренинговые бюджеты обычно бывают текущими и учитываются, как операционные затраты. А электронное обучение часто влечет за собой большие бюджетные траты (инвестиции в информационные технологии) с малым текущим бюджетом на обслуживание и апгрейд, плюс амортизационные механизмы. Эти различия необходимо понимать, когда мы сравниваем затраты.

Урок 2: Традиционные методы педагогического дизайна нуждаются в переосмыслении, в духе e-learning.

Педагогические дизайнеры уже давно обсуждают значение традиционных моделей педагогического дизайна для электронного обучения. Сол Карлинер указывает, что недостатки, присущие стандартным методикам, при использовании в электронном обучении становятся еще более выпуклыми. Он говорит, что они требуют слишком много временных затрат и сфокусированы на формальном обучении, совершенно исключая неформальное. К тому же, эти модели сильно «сдвинуты» в сторону производства «курсов», что частенько бывает совершенно не нужным. Часто в проектах электронного обучения не учитываются такие критические задачи, как оценка затрат, определение сложности проекта, определение навыков и знаний, необходимых для завершения проекта, работа в команде людей с разным уровнем знания и территориально отдаленных друг от друга, пересмотр контента курса конкретно для e-learning.

По моему опыту, проекты электронного обучения часто страдают из-за неадекватного определения технических требований, а также из-за «склонности к дрейфу» (шутливый термин моего мужа для проектов с увеличивающейся стоимостью или сложностью). Традиционные модели педагогического дизайна не учитывают все эти проблемы.

Урок 3: Учащимся надо дать то, что им нужно.

Патриция МакГи (Patricia McGee, Ph.D.), адъюнкт-профессор обучающих технологий колледжа Обучения и Развития при Университете Техаса, Сан-Антонио, объясняет, что технологии служат только для поддержки обучения, и они должны специально разрабатываться для поддержки обучения и учащихся. Она также просит нас признать, что учащиеся часто приходят в электронное обучение не с необходим уровнем навыков и предрасположенности. Мы поддерживаем учеников в том, чтобы помочь дойти туда, куда им необходимо? Если нет, e-learning потерпит неудачу, и это не будет ошибкой e-learning'а.

Например, я недавно интервьюировала учащихся у одного клиента на предмет их мнения о возможностях электронного обучения. Двое только недавно перешли в эту область деятельности и просто не понимали терминологию курса. Все время при работе с курсом сверятся с глоссарием было тяжеловато, да и отнимало много времени. Третий слишком боялся онлайновых курсов, поэтому распечатывал материал и изучал его в офлайне. Очень часто мы поддерживаем контент, а не учащихся.

Девид Мерилл (David Merrill, Ph.D.), консультант по эффективности обучения, приглашенный профессор в Университете штата Флорида и Университете Бригхем Янг, Гавайи, и почетный профессор Университета штата Юта, напоминает нам, что ученикам надо помогать использовать полученное новое знание в работе и жизни. Многие онлайновые курсы не имеют механизма для подъема знаний и навыков на этот новый уровень (где они, собственно, и будут использоваться).

Урок 4: Надо лучше сотрудничать с людьми из ИТ

- поскольку для нашего успеха нам нужны они и их знания. Марк Розенберг (Marc Rosenberg, Ph.D.), консультант по менеджменту и лектор по тренингам, корпоративному обучению и управлению знаниями, и Стив Форэмен (Steve Foreman), президент компании InfoMedia Designs, провайдера инфраструктуры электронного обучения, а также основатель Q Innovation, поставщика программных продуктов по коллаборативному обмену знаниями, отмечают, что вклад технологий в электронное обучение очень весом, и если организация хочет получить значимую отдачу, e-learning должен быть интегрирован с существующей ИТ-инфраструктурой предприятия. Поскольку приложения электронного обучения требуют сложной сетевой структуры, надежных серверов, а иногда и 24/7 поддержки, легко растеряться при принятии важных решений.

Многие учебные организации видят в ИТ только дополнительные препятствия и пытаются всячески их обойти. Это очень близоруко. У нас обычно просто нет знаний, чтобы купить то, что надо, или проверить, что вендор говорит правду. Что советуют Розенберг и Форэмен? Выделить в департаменте обучения штатную должность ответственного за связь с ИТ.

Урок 5: Покупка инфраструктуры электронного обучения (такой, как LMS), до того, как вы будете знать, что вам, собственно, нужно – отличный способ выбросить деньги и время на ветер.

Уэйн Претч (Wayne Precht, MS), заместитель директора по развитию в отделе разработки и поддержки систем обучения колледжа Университета Мериленд; Харвей Сингх (Harvey Singh), CEO компании Instancy Inc., разрабатывающую решения по корпоративному обучению и управлению знаниями на основе Web 2.0; Джим Эверидж (Jim Everidge, MBA), президент и CEO компании Rapid Learning Deployment,Атланта, интегратора систем обучения; Джейн Бозарт (Jane Bozarth, EdD), координатора по электронному обучению штата Северная Каролина; и я – рассказываем, что процесс принятия решения по выбору инфраструктуры обучения – процесс сложный, с различными вариациями, и в нем легко заблудиться. Поскольку многие компании только приблизительно понимают, что именно им нужно, инфраструктура должна быть далеко не первой вещью, которую надлежить покупать.

Первым шагом для большинства компаний должно быть определение, какого уровня обучающие и поддерживающие материалы им нужны И что нужно отслеживать. Сначала для отслеживания и анализа используйте что-то простое, например, таблицу в Excel. Если эти данные не обеспечивают вам нужной информации, то может, не стоит тратить время и деньги на внедрение более сложных (и дорогостоящих) систем отслеживания (трекинга).

Цель трекинга – критически важные результаты обучения, а не определение, посмотрел ли учащийся каждую страницу курса «как стать хорошим человеком». Когда приходит время закупать инфраструктуру, убедитесь, что все заинтересованные лица (включая ИТ), вовлечены в процесс.

Урок 6: Побеспокойтесь о том, откуда вы получаете советы и рекомендации.

Поскольку большая часть рекомендаций в этой области анекдотична и непроверенна. Томас К. Ривс (Thomas C. Reeves, Ph.D.), профессор технологий обучения из Университета Джорджия; Ян Херрингтон (Jan Herrington, Ph.D.), адъюнкт-профессор по ИТ в обучении из Университета Воллонгонг, Австралия; и Рон Оливер (Ron Oliver, Ph.D.), профессор интерактивной мультимедиа из Университета Эдит Коуэн, Западная Автралия, говорят, что дизайнеры часто используют слишком непроверенную информацию, чтобы внедрять ее на практике. База исследований по сравнению традиционного и электронного обучения дает слишком мало указаний по наиболее эффективным путям выравнивания целей обучения, контента, методов обучения, учебных задач, технологий и стратегий оценки в электронном обучении. Мы должны это изучить, чтобы лучше информировать практиков.

Петти Шенк (Patti Shank, Ph.D., CPT), информационный и педагогический дизайнер, президент компании Learning Peaks, консултационной фирмы по педагогическому дизайну www.learningpeaks.com.

Источник: WebSoft

Автор: Патти Шенк (Patti Shank, Ph.D., CPT)