Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Больше, чем просто электронный учебник: эффективный электронный курс.

Директор по маркетингу
Компания РаКурс
Ходак Елена
(812) 997-68-93
Elena@ra-kurs.spb.ru

Больше, чем просто электронный учебник: эффективный электронный курс

Дистанционное образование стало модным трендом, появилось множество различных вариантов удаленного обучения и коммуникации: вебинары, он-лайн-трансляции, видеолекции и др. Электронные обучающие программы – один из вариантов дистанционного обучения, у него, как и у других вариантов есть свои «подвиды» и «подтипы», соответственно. Задача выбора оптимального курса для решения задач отдельной компании усложняется. Сложно выбрать лучшее из множества хорошего. Но все-таки это возможно. Точкой отсчета при этом выборе являются цели и задачи компании.

Обычно электронные курсы разрабатываются, если компании необходимо регулярно обучать много сотрудников, причем одному и тому же (например, правилам оформления договоров банковским служащим или алгоритму расчета страховой премии страховым агентам). Конечно, можно обучать персонал очно, многие компании так делают до сих пор: у них существует штат тренеров, и они регулярно проводят обучение в регионах. Естественно, это очень недешево.

Часто электронные курсы разрабатывают компании, имеющие стандартизированные технологии и процедуры. В этом случае они имеют библиотеку стандартных курсов, например, по пожарной безопасности или правилам оформления каких-либо документов. Обычно эти курсы требуют минимальных изменений в течение большого промежутка времени. Естественно, этот подход значительно экономит деньги компании и время сотрудников. Дополнительный плюс - всегда можно найти необходимую информацию, т.е. у сотрудников под рукой своеобразная "шпаргалка".

Также e-learning услуги популярны среди предприятий, имеющих географически распределенную сеть филиалов. Использование дистанционного обучения позволяет, с одной стороны, обеспечить одинаковое обучение вне зависимости от месторасположения дополнительного офиса, магазина или филиала, а с другой, сэкономить большое количество денег компании за счет снижения издержек на командировки для преподавателей и/или сотрудников.

Кроме того, если в компании высокая текучка специалистов, например, операционистов или продавцов, электронное обучение существенно сэкономит и время тренеров и деньги компании. Например, в банке "Русский Стандарт" обучение новичков ведется в значительной степени средствами e-learning

Типы электронных курсов:

  1. Видеоролик. Чаще всего этот тип используют, если необходимо передать удаленно речь конкретного человека. Обычно - это либо руководитель компании, либо «звезда», приглашенный «человек-бренд», где ценна сама возможно увидеть и услышать именно его. Однако для того, чтобы ролик долго удерживал внимание – оратор должен быть очень харизматичен. Но даже в этом случае очень сложно слушать видео-лекции и тренинги и не отвлекаться больше, чем 10-15 минут подряд. Поэтому данный формат предпочтителен для кратких зажигательных выступлений. Видеоролики также могут быть презентационно-пояснительными, например, видео-экскурсия по предприятию, либо поясняющими определенную технологию (например, сборки мебели, аппаратуры и др.), но в любом случае - этот тип эффективен как дополняющий основной блок.
  2. Запись рабочего стола с озвучиванием. Этот вариант часто используется при обучении работе с компьютерными программами. Его достоинства очевидны: слушатель видит экран (чаще всего с интерфейсом программы), видит действия преподавателя на экране и слышит его голос. Недостаток тот же, что и в предыдущем случае - очень трудно концентрировать внимание на экране больше, чем 10-15 минут подряд. Потом концентрация внимания снижается, человек устает. Этот тип также хорош в качестве дополнительного учебного материала, поддерживающего основной курс.
  3. Электронный учебник. Это один из самых распространенных типов, используемый во многих ВУЗах для удаленного обучения студентов. Минусы у него те же, что и у обычного учебника: вопросы мотивации к обучению - личное дело студента. Учебник никак не помогает себя прочитать, никак не способствует своему изучению (он может быть только более визуально приятен и комфортен для чтения либо менее). Хотя у хороших электронных учебников есть плюсы: четкая структура изложения (на рис. 1 эта структура хорошо видна слева), благодаря которой удаленный слушатель может изучать материал как последовательно, так и в произвольном порядке и возвращаться к нужным ему главам и фрагментам.

  4. Рис 1. Страница электронного учебника

  5. Слайд-презентация. Этот вариант более удобен для усвоения, чем текст учебника, идущий «сплошной простыней», слушатель может вернуться к определенным слайдам (пример страницы см. на рис. 2).

  6. Рис 2. Страница слайд-презентации

  7. Интерактивный курс. Подобные курсы создаются в специализированных программах. Основными их преимуществами по сравнению с предыдущими типами являются возможность оценки результатов обучения (встроенное тестирование), возможность выстраивания алгоритма обучения в зависимости от этих результатов и возможность встраивания в курс любого объекта, в том числе мультимедийного (документ, аудиофайл, видеофайл, рисунок, фотография, чертеж и др.). Это особенно важно для изучения работы сложных технических устройств, например, если курс предназначен для сотрудников службы сервиса автомобильного холдинга. Часто в подобные курсы вставляют ссылки на законодательные акты (например, ГОСТы при строительстве), симуляционные упражнения (это важно для студентов технических специальностей ВУЗов).

Существуют различные варианты предоставления доступа к обучающим курсам. Наиболее простой и понятный - запись курса на CD-ROM, но в этом случае вся ответственность за изучение курса лежит на слушателе. Проконтролировать обучение извне можно только путем классических тестов и экзаменов. Часто используется доступ к обучающим курсам со специальной станице сайта компании. Недостатки у этого метода те же, что и у предыдущего - непрозрачность и отсутствие возможностей внешнего контроля. Контролировать процесс и результаты обучения можно, если курс размещается в специальной оболочке: платформе дистанционного обучения. Ее еще называют LMS (Learning Management System). Хорошая LMS позволяет видеть, когда слушатель зашел в систему, какие страницы изучал, сколько времени он там находился и сохраняет результаты тестирования. Особенно это важно при аттестации персонала, если необходима статистика за длительный период и динамика роста персонала.

Профессиональные программы для разработки учебным материалов обеспечивают подготовку их подготовку в виде наборов HTML-файлов (в том числе пакетов с поддержкой SCORM 2004, Scorm 1.2 и AICC- это принятые во всем мире стандарты), Zip-архивов а также в виде защищенных публикаций. В этих программах обычно предусмотрены возможности поиска, включения глоссария и приложений. Для того, чтобы пользователь чувствовал себя уверенно, часто разработчики создают специальные инструкции по работе с курсом (образец см. на рис. 3)

Рис. 3. Инструкция по работе с курсом
В профессиональных программах каждый раздел может иметь вложенные подразделы, которые по отношению к нему являются разделами более низкого уровня. Это очень важно для курсов большого объема, в которых легко «заблудиться» (пример трехуровнего оглавления, сформированного по принципу: раздел/подраздел/тема см. на рис 4.)

Рис. 4. Структура курса, страница раздела

Разработчик курса создает структуру курса, и заполняет элементы структуры содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными файлами, ссылками на страницы веб-сайтов и т. д.), при этом все рутинные операции (построение оглавлений, взаимные ссылки между разделами и т. д.) выполняются автоматически. Пример страницы курса см. на рис. 5

Рис. 5. Страница темы курса со скролом

Разработчик может установить для слушателя режим изучения курса, выбрав один из следующих вариантов:

  • Свободный режим - при выборе данного режима курса пользователь проходит курс в удобном для него порядке. Доступны для прохождения все модули с учебными и тестовыми материалами.
  • Линейный режим — данный режим обязывает пользователя к последовательному прохождению курса. Прохождение курса напрямую зависит от результатов тестов. Если процент правильных ответов соответствует порогу прохождения, то последующий после теста модуль становится доступным для пользователя. В противном случае пользователю будет предложено повторное изучение материала и прохождение тестового задания. На рис. 6 приведена стр. с одним из вопросов контрольного теста

Рис. 6. Страница курса с вопросами контрольного теста

При создании тестов разработчик может задавать следующие параметры:

  • МЕХАНИЗМ ВЫБОРА ВОПРОСОВ ТЕСТА — позволяет определить способ включения вопросов в тест, при наличии нескольких тем можно явно указать количество вопросов из каждой темы или обеспечить равное количество.
  • СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ — позволяет выбрать более жесткий или менее способ прохождения тестирования.
  • ПОКАЗЫВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ — позволяет при прохождении теста сообщать пользователю, верно или неверно был дан ответ на текущий вопрос. Если ответ был неверный, то указываются правильные ответы и дополнительный комментарий, если он был предусмотрен разработчиком задания.
  • ПОКАЗЫВАТЬ СТАТИСТИКУ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА — параметр, который позволяет показывать пользователю общий результат выполнения данного задания. Подсчет общего результата за выполнение задания происходит следующим образом: суммируются результаты ответов на все вопросы тестового блока, а затем эта сумма делится на общее количество вопросов и вычисляется процент выполнения. Оценка за выполнение задания демонстрируется пользователю в процентах.
  • ПЕРЕМЕШИВАТЬ ВОПРОСЫ — при установке флажка вопросы пользователю предоставляются в случайной последовательности. Для вопросов типа «классификация» и «упорядочивание» перемешивание всегда происходит по умолчанию.
  • ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСРОЧНО ЗАВЕРШИТЬ ТЕСТИРОВАНИЕ С ВЫСТАВЛЕНИЕМ ОЦЕНКИ — если пользователь прерывает выполнение теста, то оценка соответствует выполненной части теста.
  • ПОРОГ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА — задается в процентах при создании теста. При линейном прохождении курса предназначен для определения возможности пользователя перехода к разделам, следующим за тестом.
  • КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ В ТЕСТЕ — определяет количество вопросов, которые из всей совокупности будут отбираться в тесте после публикации проекта.
  • ОГРАНИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ — определяет временной интервал, допустимый для выполнения теста (в часах, минутах, секундах). При завершении тестирования (пользователь успешно прошел задания или тест был завершен по истечению установленного времени) выставляется оценка за пройденных вопросы. Нулевые значения означают, что время теста не ограничивается.

Кроме того, в тестах могут быть следующие типы вопросов:

Одиночный выбор
Для вопроса с типом «Одиночный выбор» из нескольких вариантов ответа только один является
верным. Отметив его, пользователь получает 100%; в противном случае — 0%. Если ни один
вариант не отмечен, ответ также считается неверным.
Множественный выбор
Тип вопроса «Множественный выбор» предполагает, что из нескольких вариантов верным может быть произвольное количество ответов (в том числе, ни одного или все). Максимальный балл за выполнение задания (100%) пользователь получает, если отмечены все верные ответы, а неверные не отмечены.

Сопоставление
Тип вопроса «СОПОСТАВЛЕНИЕ» обеспечивает поиск соответствия между двумя списками. Каждому варианту из одного списка должен соответствовать один и только один вариант из другого списка.

Упорядочивание
Тип вопроса «УПОРЯДОЧИВАНИЕ» требует обеспечения определенного порядка элементов. С помощью перетаскивания вариантов ответов необходимо создать заданный порядок.

Классификация
Тип вопроса «КЛАССИФИКАЦИЯ» требует распределения вариантов ответов по заданным
классифицирующим терминам.
Кроме того, в курс могут быть включены упражнения, практикумы, симуляции. Применение в процессе обучения различных симуляций (имитационных интерактивных упражнений, смоделированных ситуаций, ролевых игр и т. д.) дают возможность обучаемому
получить знания и навыки через собственный опыт. Под «опытом» подразумевается тот факт, что обучение происходит в результате опыта, приобретенного участником в ходе выполнения задания (личного участия в игре или упражнении, в отличие от получения заранее сформулированных знаний).

Существующие в программах модули для создания упражнений позволяют создавать различные приложения: интерактивные упражнения, демонстрационные и обучающие ролики с имитацией совершения различных действий в ходе выполнения. Такое приложение предполагает сюжетное развитие событий и может служить, например, для обучения пользователя работе в компьютерной программе. Обучение при помощи такого приложения происходит через опыт и закрепление материала в имитационном режиме.

На рис. 7, в качестве примера приведено упражнение «Функция спроса». В этом упражнении пользователь должен ответить на вопрос, выбрав один из представленных графиков. При наведении мышью на один из графиков, появляется красная рамка и изменяется направление указки.

Рис.7. Упражнение «Функция спроса»

После выбора одного из графиков персонаж «Профессор» «реагирует» соответствующим образом в зависимости от того, насколько ответ близок к правильному. На рис. 8 приведены варианты реакций персонажа в зависимости от того, какой ответ дал слушатель.


Рис.8. Варианты реакции персонажа

Все эти примеры приведены в качестве иллюстрации того, что электронное обучение может быть интересным, и увлекательным. Главное – знание возможностей современных программ для разработки электронных курсов, и конечно, желание.