Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
Защита персональной образовательной мобильной среды
Рост количества мобильных устройств, появление новых приложений, рост объема и ценности хранящихся на этих устройствах данных ставит перед организациями ряд новых вопросов:
- Что делать с мобильными устройствами работников?
- Как управлять контентом?
- Как обеспечить защиту данных и корпоративной тайны?
При этом перед учебными заведениями встают следующие проблемы:
- централизованное управление настройками устройств под управлением различных ОС;
- обеспечение безопасности информации при ее передаче и хранении;
- своевременное обновление ПО и установка исправлений для продуктов;
- возможность использования как корпоративных устройств, так и устройств, которые приобретены пользователями;
- поддержка пользователей.
Несмотря на множество возникающих проблем, концепция BYOD (Bring your own device) завоевывает все больше позиций в ВУЗовской среде. Между тем, новые возможности с неизбежностью оказываются связаны с новыми опасностями. И для того, чтобы словосочетание BYOD не расшифровывалось как «bring your own disaster”, учебное заведение должно уделять больше внимания управлению мобильными устройствами.
С точки зрения организации электронного обучения внедрение концепции BYOD в практику учебного заведения знаменует собой фактическое создание персональной мобильной образовательной среды.
Внедрение принципов BYOD влечет за собой:
- увеличение мотивации и заинтересованности студентов;
- расширение доступа к широкому спектру образовательных ресурсов Сети;
- обеспечение расширенного доступа к ресурсам ВУЗа (e-books, e-textbooks, LMS и т.д.);
- обеспечение совместной учебной деятельности студентов в аудиториях.
При этом, понятие «безопасность мобильных устройств» (Mobile Security) включает в себя:
- уже упомянутое управление мобильными устройствами (Mobile Device Management,
- MDM);
- создание безопасных виртуальных рабочих мест (Virtual Desktop Infrastructure, VDI);
- противодействие утечкам информации через мобильные устройства (Mobile DLP).
Виртуальное рабочее место (VDI) подразумевает возможность безопасного и устойчивого доступа к ресурсам учебного заведения из любой точки мира.
Рассмотрим компоненты защищённой мобильной среды. Прежде всего, это контроль, подразумевающий собой безопасность и соответствие установленным требованиям всех устройств и приложений, управление приложениями и конфигурацией среды. Безопасный доступ – это строгая аутентификация и полный цикл PKI/OTP. Защита информации – это DLP и Web-безопасность, шифрование и защита от вирусов.
Управление мобильным устройством подразумевает:
- управление используемыми приложениями;
- управление политикой использования устройств;
- инвентаризация устройств и используемого программного обеспечения;
- защита от кражи.
Весь жизненный цикл мобильных устройств можно разбить на следующие этапы:
- Инициализация устройства (настройка параметров устройства; настройка подключений; применение парольной политики; включение шифрования; установка назначенного ПО)
- Эксплуатация (управление) устройством (проверка конфигурации на соответствие; организация доступа к приложениям; установка обновлений; резервное копирование данных; мониторинг устройств; инвентаризация; поддержка пользователей)
- Вывод из эксплуатации (удаление данных и персональной информации; возвращение к заводской конфигурации).
Можно выделить несколько ключевых особенностей организации безопасной персональной мобильной среды.
На этапе ввода в эксплуатацию это – контролируемая активация доступа; управление конфигурациями (автоматическое распространение настроек электронной почты, VPN, Wi-Fi); корпоративный магазин приложений (обеспечивающий установку собственных приложений и определение рекомендованных публичных и обязательных приложений); регулировка распространения корпоративного (университетского) контента.
Второй этап (безопасное управление мобильными устройствами) имеет следующие ключевые особенности – необходимость регулярной отчетности и оповещений ; использование пределенных почтовых серверов; единое управление для всех ОС (iOS, Android, Windows, Linux) и единая консоль для всех устройств ПК+мобильные); масштабируемая архитектура.
Одна из главных задач MDM —достижение оптимального состояния между безопасностью и удобством использования устройств при минимизации затрат на обслуживание и времени простоя.
Прежде всего, нужно четко разделять два класса рассматриваемых устройств:
- принадлежащие университету;
- принадлежащие преподавателю, студенту или сотруднику ВУЗа.
Основную опасность представляет собой вторая группа мобильных устройств. 70% опрошенных журналом InformationWeek Analytics в 2011 указало, что использование этих мобильных устройств представляет собой серьезную угрозу для организации уже сейчас. Еще 20% считает, что проблема проявится наиболее остро в ближайшее время.
Прежде всего, рассмотрим те виды рисков безопасности образовательного учреждения, которые связаны с использованием мобильных устройств. Это
- риски, связанные с данными, хранящимися на мобильном устройстве (контакты,
- переписка, документы);
- риски, связанные с предоставлением общевузовских служб и сервисов (e-mail, LMS,
- BI);
- риски, связанные с финансовыми потерями (навязывание платных сервисов,
- мошенничество).
Для нейтрализации возникающих угроз можно выделить основные направления защиты:
- разработка и реализация организационных политик использования мобильных
- устройств;
- учет и управление устройствами;
- разграничение и контроль доступа к устройству;
- защита критичных данных, хранимых и обрабатываемых на устройстве;
- аутентификация и защита данных при доступе к корпоративным ресурсам.
Учет и управление устройствами подразумевает инвентаризацию и учет устройств, мониторинг устройств, централизованное резервное копирование, максимальную автоматизацию, использование групповых настроек/политик.
Политики ВУЗа в области MDM должны определять:
- допустимые типы устройств;
- допустимые сценарии использования устройств;
- применяемые средства и механизмы защиты;
- рекомендации по соблюдению дополнительных мер защиты;
- исключения и ограничения по применению;
- меры ответственности за нарушение требований;
- контакты в случае непредвиденных обстоятельств.
Контроль доступа к устройству подразумевает:
- аутентификация владельца (пароль, pin-код,etc.);
- блокировка консоли;
- дистанционное удаление данных и восстановление устройств;
- контроль коммуникационных интерфейсов.
Защита данных на устройстве включает в себя:
- шифрование данных;
- защита от вирусов и вредоносного ПО;
- контроль приложений;
- преимущественное хранение критичной информации на серверах корпоративной
- (вузовской) информационной системы.
Защита данных при доступе к общеуниверситетским ресурсам означает:
- разграничение доступа к ресурсам со стороны корпоративной сети;
- шифрование передаваемых данных;
- усиленная аутентификация;
- контроль данных, загружаемых на устройства.
Многие учебные заведения пытаются ввести в организованное русло все многообразие используемых студентами и сотрудниками устройств путем централизованной установки MDM-приложений. Эти приложения предназначены, в первую очередь, для регуляризации использования мобильных устройств за счет внедрения регламентирующих политик и ограничений.
При этом программы управления мобильными устройствами устанавливаются либо на серверах учебного заведения, либо реализуются в виде SAAS –приложений сторонних организаций.
Организованная таким образом персональная мобильная образовательная среда позволяет обеспечить эффективную реализацию концепции BYOD в учебном заведении.
Автор: Зуев Владимир Иванович, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социальных и гуманитарных знаний