Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
Виртуальный инфобизнес: какие продукты можно создать с помощью интернет-технологий
Человечество всегда было склонно к получению и обмену новыми знаниями и информацией. Сегодня знаниями не только обмениваются, но и зарабатывают на них деньги, причем не маленькие. И речь здесь идет не о платном образовании, а о знаниях в самом широком смысле этого слова: от профессиональных до личностных. Это могут быть различные курсы, тренинги, семинары, посвященные бухгалтерскому учету или умению плести макраме, от техники речи до личностного роста.
И если раньше подготовка образовательных мероприятий осуществлялась в основном силами различных организаций (образовательных либо нет), то сегодня все большую популярность набирают индивидуальные курсы и тренинги. Обладая какими-либо специфическими знаниями и know-how, сегодня человек может собственными силами организовать личное обучающее мероприятие. Толчком к появлению многочисленных тренеров послужил, в том числе, технологический прогресс.
Сначала это была возможность записывать свои знания и делиться ими с помощью видео и аудио кассет. Различные видео и аудио курсы пользовались в свое время популярностью. А с тех пор, когда «всемирная паутина» прочно вошла в повседневную жизнь людей, развитие сферы по обмену знаниями стала развиваться быстрыми темпами.
Интернет способствует активному развитию образовательной отрасли не только как средство продвижения образовательных услуг, но и как виртуальная площадка оказания этих услуг. Появился даже специальный термин Инфобизнес.
Четкого определения данного термина не существует. Те формулировки, которые можно встретить, настаивают на том, что Инфобизнес – это деятельность, сутью которой является продажа информации с помощью интернета. Другое определение гласит, что суть инфобизнеса в возмездном предоставлении инфопродуктов. При этом инфопродукт – не что иное, как некий обучающий продукт, сохраненный в той или иной форме.
Поскольку обучение все-таки лишь частично перекочевало в сеть интернет, можно сказать, что инфопродуктом является любой обучающий курс, тренинг, лекция, семинар, проведенный как в реальном пространстве, так и в виртуальном.
То же самое можно сказать и про инфобизнес. По своей сути, Инфобизнес – это любой процесс предоставления услуг, связанных с передачей какой-либо организацией или индивидуумом информации и знаний за вознаграждение. А каким образом уже оказываются эти услуги, лично или через интернет – вопрос второстепенный, главное здесь – факт передачи знаний.
Перед тем как начать анализировать возможности использования сети интернет для реализации услуг инфобизнеса, предлагается дать характеристику тем его продуктам, которые существуют в реальном пространстве.
Продукты инфобизнеса
- Лекция
- Семинар
- Тренинг
- Обучающий курс
- Консалтинг
- Коучинг
Это, в принципе, всем известная форма изложения информации. Как правило, материал представляется последовательно и в устной форме. Тематика может быть абсолютно любой, главная цель лекции – донести суть конкретного знания в его теоретическом изложении до аудитории, предварительно грамотно структурировав своей изложение. По окончании определенного периода чтения лекций они могут быть напечатаны, и предоставлены в письменном виде.
Семинар носит в большей степени практический и прикладной характер, чем лекции, поэтому предполагает наличие у слушателей определенной теоретической базы. Задача тренера на семинаре не донести какой-либо пласт знаний до слушателей, а научить их применять эти знания на практике. Теоретической базы до семинара, в принципе, может и не быть. В рамках занятия тренер может предложить краткую вступительную часть, посвященную введению в тему семинара. Цель семинара – продемонстрировать практические умения и предложить аудитории попробовать сделать что-то «своими руками». Поэтому, как правило, количество слушателей на семинарах значительно меньше, чем на теоретических занятиях.
Тренинг характеризуется, пожалуй, наибольшей степенью интерактивности – взаимодействия тренера с аудиторией. Сочетая в себе теоретическую и прикладную информацию, он носит в большей степени практический характер и направлен на формирование конкретных навыков и умений у аудитории. В рамках тренинга навыки приобретаются путем выполнения заданий и тематических кейсов (case study).
Обучающий курс может состоять из всех вышеперечисленных продуктов, по отдельности либо в сочетании друг с другом. Отличительная его черта заключается в продолжительности мероприятия. Если лекции и семинары исчисляются часами, то курс может длиться несколько дней, недель либо месяцев. В рамках курса предполагается донести до аудитории комплексные и структурированные теоретические знания, а также возможности и способы их практического применения.
Консалтинг также является способом обмена знаниями и умениями. Однако он, скорее, предполагает, что не тренер выбирает тему занятия, а клиент приходит с интересующим его темой, вопросом или проблемой, которая впоследствии раскрывается на занятии. Полезен консалтинг может быть организациям, которые нанимают внешнего специалиста для обучения своих сотрудников.
Коучинг имеет некоторое сходство с консалтингом в том, что носит более индивидуальный характер, чем массовые лекции либо семинары. По сути, коучинг – это тренинг, но персональный, когда слушатель общается напрямую с тренером, обсуждая не абстрактные примеры, а свои конкретные вопросы и проблемы. Такие занятия могут проходить либо тет-а-тет, либо в присутствии других слушателей, но ограниченных в возможности задавать вопросы по своей тематике.
Таким образом, разница всех вышеперечисленных продуктов в продолжительности изложения, размере аудитории и направленности изложения материала (теория/практика) и степени вовлеченности слушателей в образовательный процесс.
Эти образовательные мероприятия сегодня довольно распространены и пользуются спросом. Однако зачастую существуют некоторые ограничения, которые влияют на размер аудитории (финансовые, территориальные и пр.).
Есть ли возможность решить эти затруднения, оказывая образовательные услуги с помощью интернета? Ответ – да. Сегодня технологические возможности позволяют перенести ВСЕ вышеперечисленные инфопродукты в виртуальное пространство, что ведет к сокращению ряда издержек.
Наличие видео-связи сохраняет возможность интерактивного взаимодействия тренера и аудитории, что было не возможно при записи аудио и видео курсов. Вся разница виртуального и «живого» проведения мероприятий лишь в том, что тренер и слушатели находятся не в общем помещении. А все возможности присущие «живому» семинару (и другим инфопродуктам), при этом можно применять и в вебинирах: видеть и слышать оратора, видеть его действия, задавать вопросы в оперативном режиме, получать ответы, участвовать в дискуссиях и пр.
Итак, что можно предлагать в качестве виртуальных инфопродуктов (идентичных «живым» мероприятиям, но на базе интернет-технологий):
Массовые вебинары:
- Онлайн лекция
- Онлайн семинар
- Онлайн курс
- Онлайн консалтинг
Индивидуальные вебинары:
- Коучинг.
Виртуальный контент
Последний пункт – это своего рода новинка, представляющая собой возможность записывать любые виртуальные инфопродукты и затем распространять их на возмездной основе в качестве самостоятельного продукта в режиме оффлайн. Это является довольно перспективным и совершенно отдельным направлением бизнеса. Единственное на данный момент затруднение заключается в том, что сегодня не каждая площадка для проведения вебинаров предоставляет технические и организационные возможности для реализации этой услуги.
Автор материала: Сергей Подузов, генеральный директор компании ООО "СиМедиа