Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Виртуальный инфобизнес: какие продукты можно создать с помощью интернет-технологий

Человечество всегда было склонно к получению и обмену новыми знаниями и информацией. Сегодня знаниями не только обмениваются, но и зарабатывают на них деньги, причем не маленькие. И речь здесь идет не о платном образовании, а о знаниях в самом широком смысле этого слова: от профессиональных до личностных. Это могут быть различные курсы, тренинги, семинары, посвященные бухгалтерскому учету или умению плести макраме, от техники речи до личностного роста.

И если раньше подготовка образовательных мероприятий осуществлялась в основном силами различных организаций (образовательных либо нет), то сегодня все большую популярность набирают индивидуальные курсы и тренинги. Обладая какими-либо специфическими знаниями и know-how, сегодня человек может собственными силами организовать личное обучающее мероприятие. Толчком к появлению многочисленных тренеров послужил, в том числе, технологический прогресс.

Сначала это была возможность записывать свои знания и делиться ими с помощью видео и аудио кассет. Различные видео и аудио курсы пользовались в свое время популярностью. А с тех пор, когда «всемирная паутина» прочно вошла в повседневную жизнь людей, развитие сферы по обмену знаниями стала развиваться быстрыми темпами.
Интернет способствует активному развитию образовательной отрасли не только как средство продвижения образовательных услуг, но и как виртуальная площадка оказания этих услуг. Появился даже специальный термин Инфобизнес.

Четкого определения данного термина не существует. Те формулировки, которые можно встретить, настаивают на том, что Инфобизнес – это деятельность, сутью которой является продажа информации с помощью интернета. Другое определение гласит, что суть инфобизнеса в возмездном предоставлении инфопродуктов. При этом инфопродукт – не что иное, как некий обучающий продукт, сохраненный в той или иной форме.

Поскольку обучение все-таки лишь частично перекочевало в сеть интернет, можно сказать, что инфопродуктом является любой обучающий курс, тренинг, лекция, семинар, проведенный как в реальном пространстве, так и в виртуальном.

То же самое можно сказать и про инфобизнес. По своей сути, Инфобизнес – это любой процесс предоставления услуг, связанных с передачей какой-либо организацией или индивидуумом информации и знаний за вознаграждение. А каким образом уже оказываются эти услуги, лично или через интернет – вопрос второстепенный, главное здесь – факт передачи знаний.

Перед тем как начать анализировать возможности использования сети интернет для реализации услуг инфобизнеса, предлагается дать характеристику тем его продуктам, которые существуют в реальном пространстве.

Продукты инфобизнеса

  1. Лекция
  2. Это, в принципе, всем известная форма изложения информации. Как правило, материал представляется последовательно и в устной форме. Тематика может быть абсолютно любой, главная цель лекции – донести суть конкретного знания в его теоретическом изложении до аудитории, предварительно грамотно структурировав своей изложение. По окончании определенного периода чтения лекций они могут быть напечатаны, и предоставлены в письменном виде.

  3. Семинар
  4. Семинар носит в большей степени практический и прикладной характер, чем лекции, поэтому предполагает наличие у слушателей определенной теоретической базы. Задача тренера на семинаре не донести какой-либо пласт знаний до слушателей, а научить их применять эти знания на практике. Теоретической базы до семинара, в принципе, может и не быть. В рамках занятия тренер может предложить краткую вступительную часть, посвященную введению в тему семинара. Цель семинара – продемонстрировать практические умения и предложить аудитории попробовать сделать что-то «своими руками». Поэтому, как правило, количество слушателей на семинарах значительно меньше, чем на теоретических занятиях.

  5. Тренинг
  6. Тренинг характеризуется, пожалуй, наибольшей степенью интерактивности – взаимодействия тренера с аудиторией. Сочетая в себе теоретическую и прикладную информацию, он носит в большей степени практический характер и направлен на формирование конкретных навыков и умений у аудитории. В рамках тренинга навыки приобретаются путем выполнения заданий и тематических кейсов (case study).

  7. Обучающий курс
  8. Обучающий курс может состоять из всех вышеперечисленных продуктов, по отдельности либо в сочетании друг с другом. Отличительная его черта заключается в продолжительности мероприятия. Если лекции и семинары исчисляются часами, то курс может длиться несколько дней, недель либо месяцев. В рамках курса предполагается донести до аудитории комплексные и структурированные теоретические знания, а также возможности и способы их практического применения.

  9. Консалтинг
  10. Консалтинг также является способом обмена знаниями и умениями. Однако он, скорее, предполагает, что не тренер выбирает тему занятия, а клиент приходит с интересующим его темой, вопросом или проблемой, которая впоследствии раскрывается на занятии. Полезен консалтинг может быть организациям, которые нанимают внешнего специалиста для обучения своих сотрудников.

  11. Коучинг
  12. Коучинг имеет некоторое сходство с консалтингом в том, что носит более индивидуальный характер, чем массовые лекции либо семинары. По сути, коучинг – это тренинг, но персональный, когда слушатель общается напрямую с тренером, обсуждая не абстрактные примеры, а свои конкретные вопросы и проблемы. Такие занятия могут проходить либо тет-а-тет, либо в присутствии других слушателей, но ограниченных в возможности задавать вопросы по своей тематике.

    Таким образом, разница всех вышеперечисленных продуктов в продолжительности изложения, размере аудитории и направленности изложения материала (теория/практика) и степени вовлеченности слушателей в образовательный процесс.

    Эти образовательные мероприятия сегодня довольно распространены и пользуются спросом. Однако зачастую существуют некоторые ограничения, которые влияют на размер аудитории (финансовые, территориальные и пр.).

    Есть ли возможность решить эти затруднения, оказывая образовательные услуги с помощью интернета? Ответ – да. Сегодня технологические возможности позволяют перенести ВСЕ вышеперечисленные инфопродукты в виртуальное пространство, что ведет к сокращению ряда издержек.

    Наличие видео-связи сохраняет возможность интерактивного взаимодействия тренера и аудитории, что было не возможно при записи аудио и видео курсов. Вся разница виртуального и «живого» проведения мероприятий лишь в том, что тренер и слушатели находятся не в общем помещении. А все возможности присущие «живому» семинару (и другим инфопродуктам), при этом можно применять и в вебинирах: видеть и слышать оратора, видеть его действия, задавать вопросы в оперативном режиме, получать ответы, участвовать в дискуссиях и пр.

    Итак, что можно предлагать в качестве виртуальных инфопродуктов (идентичных «живым» мероприятиям, но на базе интернет-технологий):

Массовые вебинары:

  • Онлайн лекция
  • Онлайн семинар
  • Онлайн курс
  • Онлайн консалтинг

Индивидуальные вебинары:

  • Коучинг.

Виртуальный контент

Последний пункт – это своего рода новинка, представляющая собой возможность записывать любые виртуальные инфопродукты и затем распространять их на возмездной основе в качестве самостоятельного продукта в режиме оффлайн. Это является довольно перспективным и совершенно отдельным направлением бизнеса. Единственное на данный момент затруднение заключается в том, что сегодня не каждая площадка для проведения вебинаров предоставляет технические и организационные возможности для реализации этой услуги.

Автор материала: Сергей Подузов, генеральный директор компании ООО "СиМедиа