Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Разработка электронного курса: инструкция для заказчика.

Приходит как-то раз Заказчик к Разработчику и говорит ему человеческим голосом… Звучит, как начало сказки или анекдота, который тоже сказка, только маленькая и не очень здорово для героев заканчивается. Будет ли у нашей сказки о разработке электронного учебного курса счастливый финал, зависит от взаимопонимания героев.

Правильно ставим задачу — получаем адекватное решение. Все счастливы. Время, бюджеты и нервы потрачены ровно в тех пропорциях, которые позволяют получить качественный продукт. При этом без разницы, живут заказчик и разработчик внутри одной компании или представляют разные организации. Вопросы, которые определят дальнейшую судьбу учебной программы, должны быть поставлены и обеспечены ответами. А то ведь и анекдот может получиться, а не хотелось бы.

Три главных вопроса к Заказчику перед разработкой электронного курса

Рис. 1

Вопрос первый: ЗАЧЕМ УЧИМ? Что это даст компании, какие проблемы решит, показатели улучшит? То есть фиксируем цели бизнеса, для достижения которых нужны новые знания и умения.

Ответ нужен максимально честный. Он даст ключ к выбору адекватных инструментов реализации. А еще значительно облегчит «добычу» бюджета под проект. Ответственным за финансовые закрома просто деваться будет некуда от ваших аргументов.

Бизнес-цели дают понимание:

  • каким категориям сотрудников,
  • какие знания и умения,
  • в каком объеме будут нужны.

Если в процессе формирования целей возникли проблемы, оглянитесь вокруг, посмотрите, что в самой компании или вне её подтолкнуло вас к решению о разработке курса. Упали продажи, проблемы в сервисе, сотрудники пали духом и нужно взбодрить коллектив с пользой для дела. Всегда есть первопричина. От нее и танцуйте.

Вопрос второй: ЧЕМУ УЧИМ? Задаем предметную область и границы курса: знания, навыки, умения, компетенции, которые будут у наших сотрудников после обучения. Ставим учебные цели и выясняем направленность обучения. Одно дело, если нужно просто дать информацию и проверить, как её запомнили, сформировать навык и проконтролировать его применение. И совсем иной компот, когда требуется сломать устоявшуюся практику и заменить её абсолютно новым, невиданным и непривычным подходом. Каждая из задач требует своего контента, подачи, способов тренировки и контроля.

Вопрос третий: КОГО УЧИМ? Определяем целевую аудиторию. Чем больше знаем о конечных потребителях учебного курса, тем точнее сможем подобрать подходящие методики, технологии и инструменты.

Здесь пригодится буквально все: пол, возраст, образование, положение во внутрифирменной иерархии, география, уровень мотивации, предыдущий опыт корпоративного обучения, возможные барьеры. Учебный курс — это продукт для потребления на внутреннем рынке компании, где сотрудники выступают клиентами. Как любой успешный продукт, он должен быть разработан с учетом потребительских предпочтений. Иначе он не будет востребован.

С самой сложной задачей справились, основу заложили. Теперь нужно определиться с контентом, который составит смысловую основу курса.

Материалы для разработки электронного курса

Рис. 2

Если в документации все четко, как в аптеке, вам неслыханно повезло. Если нет, придется засучить рукава и собрать в одном месте все, что может пригодиться разработчику: документы, регламенты, справочные материалы, презентации, хэлпы, FAQ, разделы сайтов, видеоролики, подкасты и т.п. Бывает, что такие вещи разбросаны по подразделениям, отделам и авторам материалов. Что ж, сочувствуем, но без этой основы далеко не уедешь.

В одну стопку сложите «долгоиграющий» контент, в другую — тот, где часто происходят изменения, а в третью (пусть она будет самой маленькой, а!) поместите то, что, скорее всего, изменится за время создания курса.

У вас может совсем не быть исходных материалов лишь в одном случае. Вы задумали внедрить в компанию что-то совершенно новое. И предстоящее обучение — часть процесса управления изменениями. Тогда есть смысл сразу акцентировать внимание разработчика на необходимости сторонней экспертизы.

Возможности и ограничения

Технические возможности

Инвентаризируем условия обучения. На них будем ориентироваться при выборе средств доставки контента и доступных форматов.

Если в наличии только помещение со столами и стульями, то на первый взгляд разработка электронного курса выглядит не совсем логично. Добавляем смартфоны, имеющиеся у сотрудников, и вырисовывается модель смешанного обучения.

LMS стала привычным корпоративным сервисом, вебинар не является из ряда вон выходящим событием, видеоконференции никак не отражаются на качестве работы каналов связи — можно не ограничиваться в выборе форматов.

Бюджет

Понимание финансовых рамок проекта может слегка ограничить полет фантазии разработчиков, зато сразу направит его в нужное русло. Какой смысл тратить время на проектирование дворца, если деньги выделены ровно на добротный домик в деревне. Это еще и тест для будущего партнера. Надежная компания, имеющая опыт и заточенная на интересы клиента, наверняка сможет найти решение под ваш бюджет.

Имена, явки пароли

Раз у вас есть «добро» на проект, а тем более бюджет, значит, вы уже точно знаете, кто будет заказчиком от бизнеса. Хорошо, если это лицо искренне заинтересованное и авторитетное. Хороший бизнес-заказчик в будущем станет «адвокатом» курса перед коллегами и сможет оказать неоценимую поддержку в его продвижении.

Эксперты по теме курса. Это могут быть как сотрудники компании, так и приглашенные «светила» в предметной области. Если вам нужна помощь с подбором таких специалистов извне, дайте знать исполнителю заранее.

Ответственный за внедрение и поддержку курса — связующее звено, человек который возьмет на себя оперативную работу над проектом. Найдет недостающие материалы, потормошит экспертов, напомнит бизнес-заказчику о приемке прототипа, соберет обратную связь, проконтролирует, чтобы разработчик внес все изменения и вздохнет спокойно только после пилотного запуска.

Пожелания и предложения

Вы уже собрали уже достаточно информации, чтобы запустить процесс разработки курса. Осталось понять, каким вы его хотите видеть, какие форматы вы считаете наиболее близкими вашим сотрудникам.

Рис. 3

Посмотрите, какие курсы делают ваши коллеги из отрасли: что вам нравится, что вызывает негативную реакцию. Подберите несколько положительных и отрицательных примеров.

Если это ваш первый электронный курс, и с идеями пока тяжело, эксперты-разработчики возьмут задачу на себя.

Автор: Федорова Татьяна