Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Кто-нибудь знает, сколько стоит eLearning?

Я наткнулся на этот вопрос, когда изучал обзор цен 2009 на LMS, выпущенный Brandon Hall.

Обзор охватывает 92 коммерческие системы (никаких Moodle). Результат – невероятный. Полная неразбериха. Цена на годовую лицензию для локально установленной системы на 500 пользователей начинается от 499$ и заканчивается на 111 630$. Еще хуже с трехлетней лицензией – на 100 тысяч человек это будет стоить от 12 980$ до 14 940 000$.

Вот про эти 15 миллионов мы сейчас и поговорим.

Что можно купить на эти 15 миллионов. Ну, например, пикирующий бомбардировщик A-10 Thunderbolt II, но он, правда, стоит только 11 700 000, так что у вас кое-что останется. Или, можно купить 35 тысяч ноутбуков для сотрудников. Самое лучшее – послать всю команду ваших топ-менеджеров, в количестве 200 человек, в Гарвард – учиться МВА в течении года.

Эта картинка укрепила мое убеждение, в котором я пребываю довольно давно – никто не знает, насколько стоимость электронного обучения меньше цены на LMS.

Первый вопрос, который надо обсудить, это природа самой фразы «Learning Management System». Ее абсолютно бесполезно понимать по представленным выше цифрам. Различие в них – это совсем не то различие, которое наблюдается, когда мы покупаем автомобиль: от самого дешевого из подержанных к самым дорогим суперкарам. Нет – эти различия совершенно иные. Это, примерно, как различие в покупке хорошего велосипеда или хорошей яхты. На этом поле нет сопоставления.

Так что нужно более аккуратно подходить к понятию «Learning Management System». В данном состоянии, оно не означает ничего. Это очень конфузит человека с улицы. Не знаю, как Вы, а я говорил со многими людьми, начиная от профессионалов в электронном обучении, и заканчивая веб-дизайнерами. И понимаю – у блоггера Джо абсолютно нет шансов выяснить запутанные различия между двумя системами.

Видимо, основная трудность в четкой артикуляции того, что различает эти системы. Какие-то без проблем интегрируются с системами управления предприятием, другие хорошо управляют именно обучением, но, так как все они имеют один лейбл – «Learning Management Systems» - различить их очень трудно. У LMS есть одна ключевая задача – обслуживать контент. Все остальное – просто опции.

Вообразите, в какой ступор мы вводим менеджера по закупкам, если столько компаний предлагают один и тот же продукт (по крайней мере – в его понимании) по таким разным ценам. Как одно и то же может стоить 5 тысяч фунтов и 5 миллионов фунтов? Это не очень хорошо отражается на вендорах. И мы начинаем придумывать новые акронимы - VLE, LCMS и т.д.… Но это все равно не решает проблемы, невозможно объяснить, почему вот это стоит на миллион фунтов больше того, что предлагают ваши конкуренты.

Буду абсолютно честен. У моей компании есть LMS, мы сделали ее 8 лет назад, решив убить Blackboard. Она построена на .net framework, может быть установлена локально и хорошо обслуживает контент. У нас есть некоторое количество больших инсталляций (максимум – 17 тысяч пользователей), которые обошлись клиенту менее, чем за 1 фунт на пользователя. Я продаю ее в убыток для того, чтобы получить работу по разработке контента. Это чистый центр затрат.

Безусловно, хороший UX дизайн дает возможность гораздо проще поддерживать eLearning, но ведь LMS сама ничего не делает. Да, она предоставляет информацию (Management Information – MI) об обучении, но никто так до конца не смог сформулировать, что такое хороший ROI для eLearning. Так что это всего лишь вопрос душевного спокойствия и несколько факторов MI могут как быть, так и не быть значимыми.

Мой друг, работающий в производстве лицензионного ПО, рассказывал мне, что основная его работа в том, чтобы определить, сколько прибыли может принести система и как долго стоит поддерживать ее жизнь. Не стоит ли делать того же для LMS?

Эти размышления переводят меня ко второму пункту. В соответствии с цифрами CIPD, подчеркнутыми Клайвом Шепердом (Clive Sheperd), в среднем расходы на обучение одного сотрудника в 2009 году составляют 220 фунтов. Цифры Brandon Hall’s показывают, что средняя стоимость LMS на 500 человек (установленная локально, лицензия на 1 год), составляют примерно 37.61 фунтов (по текущему курсу). Так что можно сказать, что 17% ежегодных затрат на обучение уходит на LMS.

Вот реально значимый барьер для развития eLearning. Это недешево. Я вынужден тратить пятую часть учебного бюджета только на то, чтобы обеспечить доступ к контенту. При этом не нужно забывать, что во многих организациях затраты на eLearning – не самая большая часть общего бюджета на обучение. Так что в реальности, если даже моя компания сильно продвинута и треть расходов идет на электронное обучение, то половина из них – на поддержание LMS.

Я верю, что будущее LMS не в решениях масштаба предприятия со стоимостью в 15 миллионов в год, а в легких и удобных системах, которые хорошо делают свою основную работу. Эти две крайности должны быть определены сообществом вендоров, для того, чтобы можно было быстро и легко установить различия. Может быть тогда мы перестанем походить на идиотов, вылавливающих цифры из воздуха.

Может помочь что-то, подобное Google Wave, для развития методов неформального обучения за корпоративным файерволлом, традиционная LMS не проживет долго в таком мире. Я на это надеюсь.

Источник: Ben Betts Blog

Автор: Ben Betts