Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Что такое «дистанционное обучение»?

Дистанционное обучение (e-learning, электронное обучение/ЭО, дистанционное обучение/ДО) — это обучение на расстоянии с применением различных технических средств (мультимедийных устройств, Интернета, спутниковых каналов связи), позволяющих слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно.

Почему дистанционное обучение стало популярным и востребованным?

Быстрое развитие электронно-сетевых технологий во всем мире, заполнение образовательного рынка дистанционного обучения продуктами и технологиями, доведенными до единого стандарта качества дает возможность российским компаниям использовать появившиеся возможности.

Географические и климатические особенности России, а также недостаточная развитость инфраструктуры являются существенными препятствиями для получения традиционного образования в столице и региональных центрах жителями удаленных районов. Говоря проще: Россия — огромная страна и стоимость переезда, например, из Восточной Сибири в Москву и проживание там (в гостинице или на съемной квартире) часто становится величиной неподъемной для бюджета, как средней российской семьи, так и крупной корпорации, если речь идет о регулярных командировках сотрудников в филиалы компании, расположенные в других городах.

Будущее e-learning в России

В России рынок e-learning начал развиваться с начала 2000-х годов. В это время страна, с одной стороны, уже начала оправляться от финансового кризиса 1998 года, и у компаний появились деньги, которые они могли тратить на обучение персонала и компании поняли, что обученный персонал – это конкурентное преимущество. С другой стороны, компьютерная грамотность населения и компьютеризированность страны достигла уровня, когда наличие персонального компьютера в доме и офисе перестало восприниматься как нечто редкое, уникальное и сверхестественное.

Корпоративный университет компании Caterpillar провел исследование, в котором сравнил затраты на очные и e-learning программы. Основной вывод — электронное обучение менее затратно вне зависимости от числа обучающихся. Даже если число слушателей менее 100 человек и курс длиться менее 1 часа, e-learning все равно остается более чем на 40% выгоднее обучения с инструктором из-за скрытых издержек на обучающегося ($9,500 против $17,062). При моделировании более длительных программ и покрытии большего количества персонала, ценовое преимущество электронного обучения становилось еще более заметным, экономия достигала 78%.

Конечно, это «импортная» статистика и она не может со 100% достоверностью использоваться в нашей стране, но отечественный рынок ДО только начинает формироваться, еще не накопил достаточного количества данных и эти расчеты с высокой степенью достоверности можно экстраполировать на российскую реальность.

Целевая аудитория, для которой дистанционное обучение представляет наибольший интерес

Сейчас в России потребителями услуг e-learning в первую очередь являются компании, которым необходимо регулярно проводить большое количество семинаров о продуктах и услугах компании для большого количества сотрудников. К таким компаниям можно отнести банки, финансовые корпорации, страховые компании. Все они имеют довольно большую и при этом постоянно меняющуюся продуктовую линейку. В этом случае невозможно постоянно разрабатывать и проводить в очном формате тренинги по продуктам — это слишком дорого и небыстро.

Очень часто к продуктам электронного обучения обращаются компании, имеющие стандартизированные технологии и процедуры. В этом случае они имеют библиотеку стандартных курсов, например, по пожарной безопасности или правилам оформления каких-либо документов. Обычно эти курсы требуют минимальных изменений в течение большого промежутка времени. Естественно, этот подход значительно экономит деньги компании и время сотрудников. Дополнительный плюс — всегда можно найти необходимую информацию, т.е. у сотрудников под рукой своеобразная «шпаргалка».

Третий вариант компаний, заказывающих e-learning услуги, это предприятия, имеющие географически распределенную сеть филиалов. Использование продуктов дистанционного обучения позволяет, с одной стороны, обеспечить одинаковое обучение вне зависимости от месторасположения филиала, а с другой, сэкономить большое количество денег компании за счет снижения издержек на командировки для преподавателей и/или сотрудников.

Четвертая категория — компании с высокой текучкой специалистов, например, операционистов или продавцов. Например, в банке «Русский Стандарт» обучение новичков-специалистов ведется в значительной степени средствами e-learning

Эффективность дистанционного обучения

Эффективность дистанционного обучения основана на том, что слушатели сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются давлению родителей, обстоятельств, начальства и пр.

Однако при этом жёсткая отчётность — важный элемент системы ДО. За каждый пройденный раздел курса слушатель должен отчитываться перед преподавателем и, пока этого не произойдёт, двигаться в обучении дальше он не сможет.

Основное правило расчета эффективности дистанционного обучения похоже на «закон рычага»: чем больше в компании сотрудников, которых необходимо обучать, и распределенных офисов и филиалов и чем дальше от головного офиса они расположены — тем выгоднее для компании внедрение Системы дистанционного обучения.

Выгоды и преимущества, которые предприятие может получить при внедрении Системы дистанционного обучения

Система дистанционного обучения позволит:

  • Экономить на переездах к месту обучения — при помощи электронного обучения можно доставить любую информацию в виде текста, аудио и видео до любого, самого удаленного филиала, достаточно только компьютера

  • Обучать на одном курсе неограниченное количество сотрудников неограниченное время

  • Оперативно доводить до персонала изменения — любые новые документы могут быть донесены до сведения сотрудников в виде электронных курсов за короткое время, при этом они не просто прочитают их, но и сдадут тесты, что повысит понимание ими информации

  • Тестировать персонал для перевода, повышения, аттестации, сертификации — можно задать любой стандарт необходимых знаний, навыков и умений для любой должности и увидеть реальную и объективную оценку знаний каждого сотрудника

  • Проводить конкурсный отбор на руководящие должности, сформировав перечень курсов и тестов, которые должен пройти претендент, что позволит повысить качество отбора

  • Отслеживать и контролировать результаты и динамику обучения каждого сотрудника, независимо от степени его удаленности от головного офиса

  • Платить только за знания сотрудников, исключая расходы на транспорт и командировочные для сотрудников и преподавателей

  • Проводить подготовку и переподготовку персонала без отрыва от работы — в свободное от работы время или в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня.

  • Создавать эксклюзивные авторские электронных курсы, на базе традиционных курсов своих опытных специалистов-наставников

    Электронные курсы позволяют обучать, не ограничиваясь территориально районом или городом, в котором расположен филиал или региональное отделение, привлекать к ведению учебного процесса преподавателей из других регионов, вести обучение вне зависимости от месторасположения, как преподавателя, так и слушателей, и контролировать результаты.

В результате компания сможет:

  • Снизить издержки, связанные с обучением: программы e-learning обходятся на 50% дешевле традиционных учебных программ.

  • Привлечь слушателей из удаленных регионов;

  • Привлечь авторов курсов и преподавателей в тех областях знаний, в которых собственных преподавателей недостаточно

  • Поддержать очный учебный процесс дистанционными формами, введя, так называемое, смешанное обучение

Система дистанционного обучения также может быть использована как современное эффективное дополнение к занятиям в аудитории

Преимуществом ДО по сравнению с другими формами образования является существенное снижение стоимости обучения: прежде всего, ДО позволяет многократно сократить необходимое для обучения в очной форме время аудиторных занятий с преподавателями, сокращая тем самым как расходы на оплату труда преподавателей, так и расходы на содержание аудиторного фонда.