Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Вебинары: информационные технологии для продвинутых

Для начала определимся с понятиями. Что же такое вебинар и о чем здесь будет идти речь? Вебинар — это web-семинар, то есть, семинар, который проводится по сети. Для этого используются специальные программы, которые устанавливаются на сервер (компьютер организатора вебинара или провайдера, если вебинар проводится на арендованном оборудовании).

Участник вебинара (слушатель) может принимать в нем участие со своего компьютера, пройдя в определенное, заранее указанное организатором вебинара время, по присланной им ссылке. Соответственно, при проведении вебинаров существуют три основные роли: организатор обучения, преподаватель/тренер/ведущий и слушатель.

Организатор обучения планирует вебинар, назначает преподавателя, формирует группу, рассылает уведомления о дате и времени проведения вебинара.

Преподаватель проводит вебинар, используя для этого имеющиеся возможности программы, (загружает презентации, меняет слайды, включает/отключает камеры и микрофоны, использует указку и др.). В случае интеграции с системой дистанционного обучения преподаватель по итогам вебинара может выставлять оценки обучаемым, назначать тестирование.

Слушатель принимает участие в вебинаре, общается в аудиоконференции и чате, рисует на общей доске, смотрит презентацию.

Каким компаниям вебинары могут быть особенно полезны?

Вебинар как инструмент предназначен для организации совместной работы и обучения on-line, для проведения различных мероприятий в Интернет или корпоративной сети, а также для организации совместной работы и обучения в режиме реального времени. Поэтому наибольшую пользу он принесет территориально распределенным компаниям, у которых множество филиалов и офисов, удаленных друг от друга, и постоянно возникает необходимость в коммуникациях между удаленными подразделениями.

С помощью вебинаров эти компании могут проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и другие on-line мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Не секрет, что альтернатива вебинаров в большинстве случае — либо телефонные переговоры либо командировки. Соответственно, затраты на связь, координацию и согласование могут стать существенной статьей бюджета.

Кроме того, вебинары могут быть интересны компаниям, у которых обучение является основным бизнесом (учебные центры, тренинговые и консалтинговые компании). Вебинары дают этим компаниям возможность проводить web-конференции, лекции, обучающие семинары и тренинги дистанционно, тем самым они получают возможность расширить клентскую базу. Например, слушатель из Сургута или Ханты-Мансийска может приехать в Москву или Санкт-Петербург на обучение один-два раза в год, а проходить обучение, не выезжая за пределы региона можно постоянно. В этой ситуации в выигрыше обе стороны. У учебных центров появляются постоянные клиенты, а слушатели могут снизить бюджет на обучение, исключив из него транспортные расходы и затраты на гостиницу, командировочные, что часто составляет большую часть расходов на обучение.

Как все это выглядит? Что видит слушатель вебинара, и что он может делать?

Понятно, что рассказывать про работу компьютерных программ дело неблагодарное: лучше «один раз увидеть...». Поэтому на рис. 1 Вы можете увидеть, как выглядит вебинар глазами его участников.

 

Рис. 1. Общий вид интерфейса вебинара

Участники вебинара видят несколько окон, благодаря которым в ходе вебинара все участники видят докладчика и материалы презентации, слышат выступление, могут задавать вопросы и получать на них ответы. За счет этих возможностей достигается эффект присутствия и полноценное взаимодействие между участниками вебинара. И все это — в режиме реального времени.

  1. Трансляция. В этом поле передается изображение с web-камеры и все участники вебинара видят ведущего в режиме реального времени. Кроме того, возможно настроить это окно таким образом, чтобы видеть всех участников (этот режим удобен при проведении удаленных переговоров, когда участников немного). В этом случае окно «Трансляция» делится на несколько маленьких окошек и в каждом видно лицо участника.

  2. Файлы вебинара. Здесь отображается список файлов, которые преподаватель (учитель, лектор, лидер) вебинара может отобразить в поле «Презентация». Это могут быть визуальные или текстовые материалы.

  3. Участники. В этом окне мы видим слушателей, которые подключены к трансляции и участвуют в вебинаре.

  4. Презентация. В этом окне как у преподавателя, как и у слушателей, будет отображаться содержание текущего файла (изображение или flash-анимация) из раздела «файлы вебинара».

  5. Чат. Его используют слушатели для того, чтобы задать вопрос ведущему или при дискуссии между участниками во время проведения вебинара. Чтобы написать сообщение в чат необходимо ввести текст в текстовом поле и щелкнуть на кнопке «Отправить». После этого сообщение с датой и временем отправления отображается в поле «Чат» у всех пользователей, представленных в списке поля «Участники».

Дополнительные «приятности» и «полезности»

  1. Ведущий вебинара может использовать виртуальную классную доску, проводить голосования и опросы слушателей (эти окна на рис.1 не видны, потому что они отображаются в окне «Презентация»), т.е одновременно ведущий не может проводить опрос и показывать презентацию (или может, но окна надо будет настраивать отдельно). Данные опросов и голосований среди участников могут быть выведены ведущим в режиме реального времени

  2. Все презентации, которые были представлены на вебинаре, могут быть доступны слущателям и после окончания трансляции, также существует возможность записать вебинар и смотреть его в записи. Это актуально для тех потенциальных участников, кто планировал присутствовать на вебинаре, но не смог.

  3. Если ведущий/модератор разрешил участнику голосовую связь, то при наличии микрофона он может общаться с преподавателем и другими участниками, что важно для совещаний и переговоров, когда у нескольких участников последовательно есть возможность высказаться и быть услышанными.

  4. Для более качественных коммуникаций существуют дополнительные опции — «Поднятая рука» и «Эмоция». Участник вебинара может в любой момент привлечь к себе внимание ведущего «подняв руку» (нажав на соответствующую кнопку в окне вебинара) или выбрав эмоцию, которую вызывает у него происходящее в вебинаре. Ведущий видит все поднятые руки и значки эмоций и может на них отреагировать.

  5. Ведущий также может дать возможность слушателю рисовать на доске (whiteboard) и писать тексты. Каждому участнику выделяется свой цвет для рисования, а ведущий может корректировать рисунки обучаемых.

Наверное, никакого смысла доказывать, что информационные технологии способны значительно облегчить жизнь и упростить удаленные коммуникации, нет. Используйте, пробуйте, подключайтесь...

Автор: Елена Ходак – директор по маркетингу компании РаКурс

Впервые опубликовано в электронном журнале «Работа с персоналом»