Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Описание специфики дистанционной деятельности преподавателя: предложения в новый профессиональный стандарт

Для людей самое сложное - не признать
новые идеи, а позабыть старые

Мейнард Кейнс

«Зачем преподавателю вуза идти на курсы переподготовки по педагогике, если он профессор в области генетики и будет преподавать дистанционно?» - этот вопрос остановил мою лекцию минут на 20. Пришлось объяснять, что генетика генетикой, профессор профессором, а методику преподавания знать надо, особенно если предстоит дистанционное преподавание – тут ещё и специфика обучения в виртуальной среде накладывается. Разве мы пойдём на приём к врачу, который не имеет медицинского образования? Так почему же нас должны учить люди, не имеющие педагогического образования?

Дистанционное обучение... Дистанционный преподаватель... Сегодняшняя система образования уже немыслима без этих понятий. Не мы «созрели» до организации дистанционного обучения (ДО), а оно само пришло к нам в виде запросов от наших учеников, студентов, слушателей.

Как подготовить преподавателя ДО и организовать его работу? Как правильно контролировать его деятельность, оплачивать его труд и повышать его квалификацию? Такими вопросами задаются едва ли не все организаторы ДО. Школа, колледж, вуз, институт повышения квалификации – учреждения всех уровней образования сегодня готовы внедрять ДО, разрабатывать дистанционные курсы и электронные учебники, осваивать программное обеспечение, строить свою систему ДО, поэтому с каждым годом возрастает потребность в квалифицированных специалистах в области ДО: разработчики дистанционных курсов, педагоги ДО, организаторы учебного процесса ДО.

Развитие ДО возможно при наличии квалифицированных преподавателей ДО, проблема качественной подготовки которых сегодня стоит на первом месте среди проблем внедрения ДО в учебный процесс. Для этого и была разработана квалификационная характеристика преподавателя ДО, которая соответствует концепции утвержденного в августе 2010 года приказом Минздравсоцразвития РФ нового раздела Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Квалификационная характеристика преподавателя ДО создавалась для описания целей подготовки квалифицированных кадров и служит для оценки степени мастерства специалистов и назначения им заработной платы. Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам
оплаты труда». Разработка квалификационных требований преподавателя ДО осуществлялась с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт – это отражение в свернутом виде социального заказа в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.

С выходом Федерального закона №236-ФЗ от 3 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (https://www.rosmintrud.ru/docs/laws/106 ) начался новый этап работы по написанию профессионального стандарта преподавателя, куда важно также внести дополнения о работе дистанционного преподавателя. В основу этих дополнений была положена разработанная ранее квалификационная характеристика преподавателя ДО.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт имеет следующие разделы (https://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/226 ):

  1. Общие сведения.
  2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности.
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
  4. Сведения о разработчике профессионального стандарта.

В разделе 1 «Общие сведения» указывается цель профессиональной деятельности преподавателя (в том числе уточняется цель для преподавателя ДО), указываются термины, определения и используемые сокращения (в том числе в области ДО).

Цель педагогической деятельности преподавателя ДО: обеспечивать посредством ДО достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Среди необходимых терминов и определений в области ДО важно указать такие, как: дистанционное обучение, дистанционный курс, педагогические технологии ДО, преподаватель/учитель дистанционного обучения, учебно-методическое обеспечение ДО, электронный образовательный ресурс, электронный учебник.

В разделе 2 «Функциональная карта вида профессиональной деятельности» даётся перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций.

  • Основными понятиями профессионального стандарта являются:
  • Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих сходные условия, характер и результаты труда.
  • Обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе.
  • Трудовая функция - для целей настоящего документа система трудовых действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части трудового процесса в рамках обобщенной трудовой функции.
  • Трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная, цель.

Для преподавателя ДО предлагается выделить следующие специфичные функции:

  1. Обобщенные трудовые функции: преподавать учебную дисциплину (курс) дистанционно.
  2. Трудовые функции:
    • Организовывать дистанционный учебный процесс (по преподаваемой дисциплине).
    • Разрабатывать дистанционный курс.
    • Проводить дистанционный курс.

В разделе 3 «Характеристика обобщенных трудовых функций» предлагается указать
возможные наименования должностей и квалификационно-должностные уровни преподавателя ДО (согласно уровням квалификации https://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/225 ), которые могут выглядеть так

Таблица 1

Квалификационно-должностные уровни преподавателя ДО

Описание квалификационно-должностных уровней

Номер уровня

Преподаватель ДО – это преподаватель, ведущий образовательный
процесс со студентами (школьниками, слушателями) через сеть Интернет.

6 уровень
квалификации

Преподаватель-тьютор (репетитор, помощник) организовывает
взаимодействие удалённого преподавателя с группой обучаемых в
формате ДО, находясь непосредственно с обучаемыми.

5 уровень
квалификации

Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном
центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом.

5 уровень
квалификации

Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы со обучающимися.

6 уровень
Квалификации

Макет стандарта предполагает также описание требований к профессиональному образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, которые могут выглядеть так (см. таблицу 2)

Таблица 2

Требования к профессиональному образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе преподавателя ДО


Вид требований

Описание требований

Требования к
профессиональному
образованию и обучению

Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету), либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении

Требования к опыту
практической
работы

Стаж педагогической работы не менее 2 лет

Особые условия
допуска к работе

Свидетельство (сертификат) об окончании курсов повышения
квалификации по направлению «Подготовка преподавателя
дистанционного обучения», «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении» и др. (в области электронного обучения, дистанционных образовательных технологий)

Далее в разделе 3 «Характеристика обобщенных трудовых функций» каждую трудовую функцию согласно методическим требованиям подготовки стандартов (https://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/226 ) следует подробно расписать по разделам:

  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания;
  • другие характеристики.

Например, описание трудовой функции «Проводить дистанционный курс» может выглядеть так (см. таблицу 3):

Таблица 3

Пример описания трудовой функции преподавателя ДО «Проводить дистанционный курс»


Название
раздела

Описание трудовой функции

Трудовые
действия

Проводить учебные занятия (уроки, лекции, семинары, практикумы, консультации, конференции и др.) с обучающимися в дистанционном режиме.

Контролировать и оценивать дистанционно учебную и исследовательскую деятельность учащихся с применением электронных форм документации.

Оценивать эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса.

Осуществлять связь с педагогом-куратором, психологом, с родителями или лицами, их заменяющими.

Необходимые
умения

Применять на практике педагогические технологии ДО (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.).

Организовывать дистанционный мониторинг учебного процесса. Применять различные формы контроля учебной деятельности при ДО.

Анализировать учебную ситуацию, поддерживать учебную дисциплину, соблюдать этикет виртуального общения.

Оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации.

Организовывать самостоятельную дистанционную работу обучающихся по индивидуальным образовательным программам.

Необходимые
знания

Порядок использования современных форм и методов обучения и воспитания обучающихся в условиях ДО.

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления
контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, организация мотивации к обучению, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактика и разрешение.

Теория и методы управления образовательными системами.

Способы приобретения знаний из различных источников информации
(овладение техническими средствами обучения, программным
обеспечением, ориентирование в системах ДО).

Другие
характеристики

Нести ответственность за реализацию образовательных программ в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников

Аналогично будут описаны и другие трудовые функции преподавателя ДО.

Таким образом, в истории развития статуса преподавателя ДО начался новый этап. Если восстановить хронологию событий, можно назвать основные этапы становления должностного статуса преподавателя ДО:

  1. Конкурс «Дистанционный учитель года» (с 1999 г.)
  2. Массовое появление дистанционных преподавателей в образовательных организациях
  3. (2000-2005 гг.)
  4. Появление описаний деятельности дистанционного преподавателя, выявление специфичных компетенций (2005-2010 гг.)
  5. Разработка квалификационной характеристики преподавателя ДО (2010 г.)
  6. Разработка профессионального стандарта преподавателя – с уточнениями по деятельности преподавателя ДО (с 2013 г.)

Автор: Н.В.Никуличева, ФГАУ "Федеральный институт развития образования" г. Москва