Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Опыт организации электронного обучения в ВОЛГАТЕХе

В Поволжском государственном технологическом университете задачами внедрения технологий ЭО в учебный процесс с 2011 года занимается центр электронного обучения (ЦЭО) при управлении информатизации и электронного обучения. Методисты центра изучают, апробируют, и способствуют внедрению в учебный процесс технологий электронного обучения. Силами центра создана постоянно действующая система обучения преподавателей работе с современными информационными технологиями и методам эффективного использования электронных курсов и ИКТ в учебном процессе. На образовательном портале университета для всех преподавателей организована консультационно-методическая площадка с образовательными ресурсами, ссылками на Интернет – источники, форумами, поддержкой вебинаров.

В университете активно разрабатывается концепция ЭО в ПГТУ, создается соответствующая нормативная база для внедрения новой образовательной модели: положение об электронных учебно-методических комплексах дисциплин (ЭУМКд), методика расчета трудозатрат преподавателей, использующие электронные курсы (э-курсы) в учебном процессе. В ПГТУ динамично развивается единое информационное пространство, упрощается доступ студентов в сеть интернет через компьютерные классы, компьютеризированные места в читальных залах и сеть WiFi.

Ректор ПГТУ Е.М.Романов и ближайшее руководство понимают, что времени на отработку и внедрение технологий ЭО остается мало, с учетом вступления в ВТО.

Массовое внедрение в учебный процесс электронного обучения.

В начале 2013 года руководством университета разработана и утверждена модель и дорожная карта массового внедрения ТЭО в учебный процесс, выделены средства для материального стимулирования  преподавателей. Разработано, и введено в действие положение о внедрении ЭО. Внедрена методика расчета и ежемесячной доплаты за работу преподавателей со студентами через э-курсы.

Критериями доплат стали такие показатели как формирование технологической карты курса (Т-карта РИТМ) на э-курсе (проверяется в начале семестра один раз), доступ студентов к электронному курсу, процент студентов, работающих с э-курсом (мониторится каждые две недели), степень заполнения журнала оценок на курсе (мониторится каждый месяц), процент студентов, ответивших на анкету качества обучения на э-курсе (два раза в семестр).  

Есть мягкие пороги, и есть жесткие пороги по значениям критериев. Неудовлетворение мягкого порога приводит к уменьшению доплаты. Например, неудовлетворение мягкого порога по анкетированию приводит к снижению доплаты за данный э-курс на 30%. Неудовлетворение жесткого порога – снятие с доплаты за данный э-курс.

Чтобы упростить задачу преподавателей, работающих с 1-м курсом, для которых было обязательным использование э-курса в той или иной степени, ЦЭО в автоматическом режиме создавал э-курсы на базе электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКд). К этим э-курсам автоматизировано прикреплялись студенты и преподаватели.

К ресурсам ЭУМКд централизовано на каждый э-курс добавлялись такие элементы (в системе MOODLE), как глоссарий (для организации работы по созданию коллективного ресурса – базы знаний по дисциплине), форум для организационной работы, анкеты «курс глазами студента».

Также к разделам ЭУМКд добавлялся раздел для удобства организации дополнительной работы студентов на э-курсе.

Специально для преподавателей, участвующих в эксперименте, была увеличена пропускная способность курсов практических занятий «Школа ЭО» до 100 чел. за семестр. Кроме того, еще 40 преподавателей обучались на курсах повышения квалификации «Технологии ЭО».

Была разработана, и предложена методика применения ЭО на 1-м курсе.

Выделены 3 ступени применения преподавателем э-курсов.

Ступень 1. Доступ к ЭУМКд. Создается э-курс на основе ЭУМКд и преподаватель открывает к нему доступ студентов. Преподаватель сам определяет степень своего взаимодействия со студентами через э-курс. Малоэффективная форма работы со студентами, т.к. УМКд чаще всего ориентирован на работу с ним преподавателя, а не студента. Не всегда в УМКд преподаватель выкладывает интересный материал (лекции, задания, …). А значит, интерес студента после знакомства к ресурсу быстро угасает. Ясно, что такую форму методической поддержки учебного процесса нельзя назвать ЭО. Она является переходной ступенькой к следующему уровню применения ЭО.

Ступень 2. ЭУМКд + электронный журнал + общение через организационный форум и службу сообщений + анонимное анкетирование (обратная связь). Преподаватель, который хотел получать ежемесячную надбавку должен был научиться организовывать взаимодействие со студентами через э-курс, должен был сформировать на э-курсе технологическую карту курса (регламентировать всю работу студента), проставлять все оценки на э-курсе, организовать проведение анкетирования (не менее 30 % студентов), организовать работу с э-курсом (не менее 50 % студентов должны были работать с э-курсом в течении двух недель).

Преподаватели, которые прошли обучение, с успехом справились с данными требованиями, и также внедряли с успехом интерактивные элементы работы, элементы СРС. Студенты посещали э-курс для просмотра своих оценок, для выполнения отдельных заданий, для просмотра новостей э-курса и обсуждения тем, задания вопросов. Основным результатом внедрения такой формы ЭО стала фрагментарная и эпизодическая работа студентов с э-курсом, связанная со сроками аттестаций.

Ступень 3. Эффективная и полная организационно-методическая поддержка всей СРС и процесса обучения. На этой стадии обеспечен удобный доступ ко всем необходимым ресурсам и элементам для организации СРС на э-курсе. Электронное обучение становится эффективной поддержкой традиционной модели обучения. Часть работы студентов связана с работой на э-курсе (выполнение дополнительных видов работ). Кроме того, все задания и все методические материалы на э-курсе имеются и студентам проще зайти на э-курс, чтобы найти нужный материал и выполнить свою работу, чем идти в соц. сети или обмениваться материалами через электронную почту.

Основные трудности на пути внедрения ЭО.

Самым большим препятствием на пути внедрения стало непонимание смысла и сути ЭО. Многие руководители среднего звена, заведующие кафедрами, преподаватели, не понимая того, что такое ЭО и что дает ЭО, рассматривают ЭО как некоторого опасного конкурента традиционной модели обучения. В некотором смысле их опасения обоснованы, так как те, кто начинают эффективно использовать ЭО, э-курсы, уже не вернется обратно к чисто традиционной форме обучения. Также, они боятся дальнейшего сокращения аудиторных часов. Поэтому, несмотря на приказ ректора, заняли выжидательную позицию. Хотя, если взглянуть на проблему с содержательной стороны, всем ясно, что далее сокращать аудиторную  нагрузку уже просто некуда и в настоящее время просто не решить проблему эффективной организации, контроля СРС, контакта со студентами другими способами, кроме как с помощью технологий ЭО.

Есть также преподаватели, которые ясно понимают, что с внедрением новых технологий им придется менять сформированный за последние годы формальный стиль обучения и авторитарный стиль общения со студентами и, поэтому сопротивляются внедрению элементов обратной связи и взаимодействия со студентами.

Можно отметить и другие важные связанные с перечисленными проблемы: низкий уровень информационной культуры у работников (недостаточно навыков и системности в работе с ИТ); слабое знание передовых методик и практик; устаревшая система мотивации работников, падение дисциплины, слабая конкурентная среда.

Самым главным результатом массового внедрения стало то, что появилась достаточно большая группа активных преподавателей, которым э-курсы и ЭО помогли организовать работу со студентами и, которые научились применять технологии ЭО для организации СРС.

Конечно, создать хороший э-курс за один семестр очень сложно и не все это смогли сделать, но хорошие преподаватели и методисты поняли основные преимущества, которые дают им новые инструменты, и уже начали перестраивать схему работы со студентами с целью повышения эффективности обучения и уменьшения объема рутинной работы преподавателя.

Заключение

Для успешного внедрения электронного обучения и новых современных образовательных технологий необходимо, но недостаточно создания инфраструктуры служб и сервисов по внедрению ЭО, механизма стимулирования и заинтересованности преподавателей.

Требуется организовать эффективное взаимодействие различных структур и механизмов внедрения новых технологий. Требуется согласование процессов обучения преподавателей, применения административного механизма управления, прозрачного механизма стимулирования, активной информационной, организационно-методической и технологической поддержки процесса внедрения. Только в этом случае более половины задействованных в эксперименте преподавателей смогут научиться содержательно применять новые технологии, не ограничившись формальным подходом, и обучение с применением технологий ЭО станет эффективным инструментом организации СРС.

Следующим этапом внедрения ЭО становится этап, когда технологии ЭО, э-курсы перестают играть роль вспомогательных и дополнительных инструментов в работе преподавателя, а вплетаются в ткань процесса обучения и становятся одной из важных составляющих процесса обучения (смешанная модель обучения). Э-курсы, технологии ЭО становятся информационной и организационно-методической электронной площадкой и платформой для организации и повышения эффективности взаимодействия студентов с преподавателем и между собой в процессе обучения, становятся краеугольными элементами самоорганизации и повышения качества процесса обучения.

Автор: Нехаев И.Н., Волков А.В., Поволжский государственный технологический университет г. Йошкар-Ола"