Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

"Поколения" e-Learning

В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что для максимально эффективного обучения части студентов обязательно нужен обычный текст. А некоторые студенты с восторгом относятся к возможности виртуальных миров как порталов eLearning. Кому-то нужны только социальные сети, а кто-то без списка литературы не мыслит полноценного учебного курса.

Итак, в чем же дело? Мы внимательно изучили данный вопрос и пришли к выводу: особенности восприятия информации зависят от принадлежности к тому или иному "поколению”.

Под поколением, согласно модели, разработанной Нейли Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году, понимают группу людей, по-разному обрабатывающих информацию: молчаливое поколение (1923 – 1943г.р.); поколение беби – бумеров (1943 – 1963г.р.); поколение Х или неизвестное поколение (1963 – 1984г.р.); поколение Y (1984 – 2000г.р.) и поколение Z или молчаливые художники (c 2000 г.р.).

Давайте рассмотрим каждое поколение в отдельности. И найдем для каждого поколения положительные отличительные признаки и возможности, позволяющие максимально использовать их с точки зрения eLearning.

У каждого из поколений есть собственные ценности. Но при этом последующему "поколению” они передают не то, что было важно для них самих, а то, чего им не хватало.

"Молчаливое поколение”. Среди наших студентов дистанционного обучения представителей данного поколения очень мало. Они выросли во времена минимального развития компьютерных технологий и носителей цифровой информации. Но у них есть уникальная способность трудиться с полной отдачей и соблюдением правил. У студентов этого "поколения” наиболее эффективные результаты, у них есть терпение, они умеют преданно работать в любом коллективе.

Необходимо дать возможность этим студентам распечатать книгу и сделать в ней свои пометки, они готовы воспринимать информацию такой, какая она есть. Ориентир – печатная продукция в бумажном виде. С удовольствием принимают участие в работе учебных групп любого возраста, обогащая их мудростью и желанием общения.

"Поколение” беби–бумеров ворвалось в мир с психологией оптимистов и победителей, стараясь сломать рамки окружающего мира. Для этого поколения важна экспертность, возможность самореализации и личностного роста, командный дух в работе. К сегодняшнему моменту они получили необходимый жизненный опыт и не боятся изучать новые технологии, поскольку не боятся возникающих проблем.

Важно дать возможность глубоко проанализировать учебный курс и обязательно оставить свои заметки в специальных полях. И конечно обязательное условие – получение учебного материала в печатном виде. С удовольствием работают в командах, где начинает со временем царить "культ молодости”.

На смену им прошло поколение Х или неизвестное поколение. Именно они составляют костяк менеджеров современного мира. Их ценности сформировались до 1993 года. Не было большого объёма информации, из которой можно было бы получить знания, приходилось рассчитывать только на себя, приобретать техническую грамотность и становиться индивидуальностями. Это подготовило отличную мотивацию людей к обучению в течении всей жизни. Это поколение привыкло всего добиваться само, ставить свои цели и приоритеты. Нет страха, нет границ – поколение без ограничений.

Что нужно для данного поколения? Это - максимум информации, литературы, электронные библиотеки, Wiki в LMS с поиском, Slideshare, презентации PowerPoint. И возможность мобильного обучения "на ходу”, обязательно с элементами видео для индивидуального просмотра.

Есть одна особенность. Люди этого поколения не любят работать в команде, рано или поздно аннулируя результаты ее работы, или становятся молчаливыми созерцателями происходящего процесса.

И обязательно нужно не забыть поставить студентам временные рамки, чтобы не дать им оправдать свое прозвище "тушканчики в сети”.

Поколение Y, поколение Сети. Их мир – социальные сети, получение информации через ссылки друзей, культурное одобрение (лайки). Они нуждаются в постоянно Feedback – в обратной связи. Для них важна свобода и личное время, все нужно здесь и сейчас. Никогда не будут что-то делать ради отдаленной перспективы – сразу нужен видимый результат, немедленное вознаграждение. Они очень ответственны и это ценят сокурсники в рабочих группах.

Для студентов "поколения” Y важно поставить четкую цель обучения для себя, и обязательно иметь мнение экспертов – очень важно наличие в учебном курсе цитат. У миллениумов есть изумительная способность – очень быстро и четко усваивать информацию. Но процесс, к сожалению, ограничен по времени. Поэтому нужно ориентироваться на короткие увлекательные 15-минутные курсы, с яркими выделенными заголовками и презентациями, 5-минутные видео, удерживающие внимание с обратной связью.

Обязательно нужно учитывать зависимость от брендов. В целом обучение студентов этого поколения стоит строить по спирали.

Поколение Z или молчаливые художники. Это – новое поколение, мы только изучаем их особенности, ведь самому старшему из этого поколения сейчас 13 лет. Что мы уже видим? Это яркие личные индивидуальности со стремлением быть непохожими на других. Важная особенность для каждого – создать своей собственный мир, обустроить личное пространство. Ценности этого поколения только формируются.

Мы уверены, что изучив эту статью, каждый студент eCDO получит возможность максимально эффективно выбрать собственный способ реализации своих возможностей в дистанционном обучении, хотя бы на ближайший год.

Давайте только сразу оговоримся. Мы рекомендуем не причислять себя четко к тому или иному "поколению” только по возрастному принципу, тем самым ограничивая свои возможности.

Мир человека, как и мир вокруг, многообразен. Представьте себе радугу на небе. Мы ее воспринимаем как единое целое, хотя при внимательном рассмотрении точно знаем, что она состоит из семи основных элементов. Но трудно четко различить переход, скажем, от зеленого к желтому цвету. Так и каждый из нас частично принадлежит к тому или иному поколению, и только доминирующий элемент в большей степени зависит от возрастных особенностей.

Сейчас среди on-line геймеров часто можно найти людей пенсионного возраста. И не многие молодые люди готовы отказаться от печатных книг. И именно это делает мир вокруг нас разнообразнее и интереснее.

С другой стороны, мы понимаем, что данная модель, как и любая в своем роде, достаточно ограничена. Тогда зачем она нужна? eCDO постоянно ищет и реализует наиболее эффективные технологии освоения и принятия материала нашими студентами при помощи eLearning. Современный мир технологий постоянно развивается.

Новые возможности несут возможности выбора, выбора оптимальной технологии обучения именно для данного человека.

И наша задача, как Европейского центра дистанционного обучения, сделать наш учебный сервер наиболее полным и гибким для решения поставленной задачи для каждого конкретного студента.

Автор материала: - Европейский центр дистанционного обучения