Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Юридические основы дистанционного обучения

Для государственных образовательных организаций вопрос соблюдения законодательства является принципиальным. Поэтому рассмотрим основные пункты законодательства, имеющие отношение к дистанционному обучению.

В Российской Федерации разработаны и приняты важнейшие законодательные акты, внесены изменения в базовые законы образования, легализующие применение дистанционного обучения на практике.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» к существующему понятию «дистанционные образовательные технологии» (далее - ДОТ) ввел понятие «электронное обучение» (далее - ЭО):

«Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса».

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Закон закрепляет возможность применения технологий независимо от форм получения образования.

«При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Введены требования к электронной информационно-образовательной среде.

«При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения».

Введен важный пункт относительно места осуществления образовательной деятельности.

«При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся».

2. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 N 31823) определяет порядок применения ЭО и ДОТ в образовательных организациях.

Новое - разрешено применять ЭО и ДОТ при текущей и итоговой государственной аттестации (прежде было запрещено); должны быть созданы условия для применения ЭО и ДОТ; описаны требования к единой информационной среде и пр. Лейтмотив обсуждения: государство разрешило всё, лишь бы ДО применялось. Но ни показателей, ни конкретных требований, как это делать и отчитываться пока не предложено.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к условиям реализации образовательных программ. Пример (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975):

«Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам».

4. Еще в 2002 году законодательство четко определило то, что дистанционное образование – это не новая форма обучения, а лишь образовательная технология. (Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (приказ Министра образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002г.) (пункт 3): «Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательными учреждениями по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм».

5. Также интересны комментарии для дополнительного образования из ПИСЬМА МИНОБРНАУКИ РОССИИ, от 09.10.2013 № 06-735: вопрос 12 о сетевой форме работы, вопрос 13 о применении ЭО и ДОТ в профобразовании, вопрос 31 о различии ЭО и ДОТ, пр.

6. Вопросы трудовых отношений рассмотрены в ФЗ Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о дистанционной работе.

7. Требования к лицензированию: Положение о лицензировании образовательной деятельности от 28 октября 2013 г. N 966.

8. Требования к аккредитации: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 ноября 2013 г. N 1039 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Автор обзора: Анна Саврасова.