Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
Профессия «e-learning специалист»
Если собрать воедино требования и описания обязанностей специалистов в области e-learning, получится (несколько утрируя, конечно) следующий персонаж
Требования:
- высшее такое-то образование;
- успешный опыт реализации проектов в области …;
- опыт внедрения СДО/навыки работы с разными СДО;
- опыт написания сценариев, редактуры текстов (смысловой и грамматической), опыт разработки на всех известных языках программирования, навыки графического дизайна, знание стандарта SCORM, уверенный пользователь ПК, знание пакета MS Office (сочетание Excel и Adobe Flash или Adobe Photoshop, сразу настораживает), умение рисовать от руки, а также опыт работы в сфере медиа-, видео-, аудио-, интернет-проектировки, программирования, обучения, проведения тренингов и ещё многое другое;
- опыт управления;
- опыт работы тренером (особенно трагично в сочетании с требованием высшего технического образования или навыков программирования);
- умение визуализировать идеи, умение создавать креативные концепции;
- наличие портфолио;
- творческий/креативный подход к работе, грамотный русский язык, английский язык, умение четко формулировать мысли, образное/системное/ассоциативное/и т.п. мышление, аналитический склад ума, способность нестандартно делать то-то и то-то, усидчивость, стрессоустойчивость и другие личные и профессиональные качества
Задачи и обязанности:
- сбор и анализ потребности бизнеса в области дистанционного обучения, анализ аудитории, продвижение СДО внутри компании;
- самостоятельная разработка методической части, написание сценариев, проектирование контента, разработка курсов, тестирование курсов;
- работа с подрядчиками, курирование процесса разработки курса, курирование взаимодействия с подрядчиками и провайдерами готовых решений;
- подготовка, организация и проведение тренингов;
- перенос аудиторных тренингов в СДО, наполнение СДО (загрузка SCORM-пакетов);
- обеспечение доступа к СДО региональных сотрудников, поддержка пользователей;
- создание отчетности по электронному обучению;
- взаимодействие с участниками проектной команды.
Что характерно, иронизировал я не очень сильно, большинство компаний для внедрения и обслуживания систем электронного развития руководствуются именно настолько широкими списком пожеланий. Требование стрессоустойчивости тут, видимо, главное...
Объясняется широта требований просто: e-learning технологически относится к ИТ, но методологически вытекает из работы HR в области оценки и развития персонала под потребности бизнеса.
Очевидно, такой набор опыта и компетенций стоит немалых денег как в виде одного многофункционального профессионала, так и в виде группы специалистов.
Из желания сэкономить или по незнанию позиция e-learning специалиста зачастую планируется по образцу и подобию услышанного/увиденного на выставках/конференциях, а не на основе масштабов требований бизнеса. Отсюда и наличие взаимоисключающих параграфов в большинстве вакансий.
На мой взгляд, должно быть ровно наоборот: именно масштаб должен определять состав компетенций штатных сотрудников. И их количество.
Вариант 1: Бизнес сам себя развивает
В бизнес-подразделениях сотрудники сами пытаются отвечать одновременно всем вышеописанным требованиям. HR привлекается лишь для подбора новых людей.
Вариант 2: Бизнес ставит задачу, специалист HR реализует
Бизнес: Постановка задачи повышения квалификации
HR: Экспертная оценка, выбор метода (подбор или развитие)
HR: Повышение квалификации персонала (тренинг или е-курс)
HR: Разработка электронного курса, организация и контроль обучения
Наиболее, как я понимаю, распространённый вариант. В HR-подразделении есть «швец/жнец/на игре дудец», который и с бизнесом общается, фиксируя их потребности и «продвигая СДО», и тренинги ведёт, и курсы сам может разрабатывать, т.е. отвечает всем требованиям выше. В зависимости от размеров компании, сотрудников может быть несколько, но это не меняет сути, т.к. многофункциональность и взаимозаменяемость приветствуются.
Вариант 3: Представители бизнеса, HR, причём разных направлений, e-learning специалисты разных направлений, — все эти участники имеют чёткую специализацию и задействованы только, когда нужны. Реализация e-learning решений является обособленным процессом, для управления которым необходима особая квалификация.
Бизнес: Выявление проблемы
HR: Формализация проблемы (оценка персонала)
HR и e-L-менеджер: Выбор способа решения (подбор или развитие) и метода развития
Пед. дизайнер, разработчик: Проектирование и разработка курса
HR: Организация и контроль обучения
Такой подход позволяет компании в максимальной степени контролируемо проводить процесс развития персонала. Если рассматривать всех перечисленных специалистов как штатных сотрудников, подход применим только при больших масштабах, т.к. только в этом случае обеспечивается отсутствие простоев в отдельных звеньях. В остальных случаях целесообразно выносить редкие работы из штата в аутсорс.
Здесь можно говорить о разделении труда, т. е. о следующих ролях (названия условны):
HR — навыки общения с клиентами/бизнесом, владение Office и специализированным ПО для анализа больших объемов данных, знания и опыт для определения наиболее эффективного и экономически обоснованного метода обеспечения бизнеса нужными кадрами.
Тренер — к e-learning не относится и на схеме не отражён. Необходим в случае, когда на шаге 3 принято решение развивать персонал очно, либо на этапе 5 в качестве тьютора.
E-learning менеджер — понимание бизнеса компании, знания разных СДО, знание инструментария разработки курсов и понимание специфики электронного обучения, опыт ведения ИТ-проектов, управление рисками, планирование и пр.
Педагогический дизайнер — владение Office, понимание методик, знание психологии, умение рисовать от руки. Думаю, из-за близости этих требований к требованиям тренеров последних часто переучивают в e-learning специалистов.
Разработчик — собирательный образ, состоящий из аналитика, программиста, художника, аниматора, верстальщика, причём к каждому свои особые требования.
Быть ли организации работ по разработке курса, т.е. последним трём ролям, в ИТ или HR отделе, или вообще вне компании —дело политики. Важно то, что разделение на роли нужно. И если несколько лет назад большинство вакансий в области e-learning были нацелены на программистов разного сорта, пару-тройку лет назад появилась потребность в грамотных проектировщиках, художниках и методистах, как бы их ни называли, в последнее время требуется всё больше и больше менеджеров, способных оценивать необходимость применения e-learning решений и управлять процессом их внедрения. Ведь e-learning не панацея, а один из инструментов.
Автор материала: Илья Бовт, Отдел ИТ проектов, менеджер
Филиал ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Б.В. в г. Дубай