Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Применение расчета ROI для оценки обучения и развития персонала

Рассматривая эффективность дистанционного обучения, мы говорили о модели Киркпартика, как об одной из эффективных моделей, позволяющих провести такую оценку.

Эта же модель может быть с успехом применена для оценки результатов программ обучения и развития персонала.

Фактический результат проведения программы обучения и развития персонала можно выразить в таких показателях, как повышение качества, сокращение времени производственного цикла, снижение текучести рабочей силы или повышение лояльности заказчиков. Однако в наше время этого может быть недостаточно, требуется фактическое выражение в денежных единицах. Одним из способов дать численную оценку результатов обучения является расчет рентабельности инвестированного капитала (ROI - Return of Investment).

Руководство компаний, особенно при наличии бюджетных ограничений, обычно нуждается в стоимостных оценках. В большинстве случаев именно оно настаивает на использовании ROI для оценки результатов обучения и развития персонала. Это означает, что без использования такого показателя в этой сфере вряд ли удастся обойтись.

Обсуждение применимости расчета ROI для оценки эффективности обучения и развития персонала продолжается уже несколько лет. Сейчас центр тяжести этой дискуссии сместился в сторону того, как именно сочетать расчет ROI с другими способами оценки.

В данной статье из журнала Chief Learning Officer приведены несколько примеров того, как метод ROI используется для оценки результатов обучения в сочетании с другими методами.

1. Применение обобщенной модели Киркпатрика

Одним из методов включения расчета ROI в контур оценки эффективности обучения является обобщенная модель Киркпатрика, в которой расчет ROI выступает в качестве пятого уровня оценки. По итогам проведенных оценок ведутся учетные карточки, содержащие как количественные, так и качественные характеристики, которые часто берутся из различных источников и относятся к различным интервалам времени. Такой учет ведется на уровне отдельной учебной программы или проекта. Он соответствует микроуровню (microlevel).

Таблица 1


Уровень

Оцениваемый параметр

1. Реакция обучаемых

Удовлетворенность участника программой и ходом обучения

2. Уровень знаний

Полученные знания, навыки и поведение

3. Поведение на рабочем месте

Изменения в поведении при выполнении работы

4. Влияние на бизнес

Изменения параметров, влияющих на бизнес

5. Расчет ROI

Сравнение выгоды от программы и расходов на ее проведение

6. Нематериальные позиции

Параметры, которые не могут быть выражены в деньгах

2. Интегральная оценка на макроуровне

Во многих исследованиях данные, получаемые на уровне отдельной учебной программы или проекта, о которых мы говорили выше, используются для создания учетных карточек макро-уровня. По таким макро-картам дается общая характеристика оценки и развития персонала. Необходимые данные получаются как ответы на однотипные вопросы по каждой программе в формате, указанном в учетной карточке, при этом каждая программа оценивается хотя бы по уровню 1 модели Киркпатрика (реакция обучаемых).

3. Расчет ROI проводится избирательно и обычно касается 5-10 % всех программ и решений.

Обычно речь идет об оценке на уровнях 4 и 5 тех программ, которые связаны со стратегическими интересами компании, дорого стоят и привлекают к себе внимание и интерес менеджмента. Это не означает, что другие программы не должны оцениваться. Рекомендуется оценивать все программы по уровню 1, большое число программ - по уровню 2, и только несколько избранных – по уровню 3, 4 или 5. Важнее, чтобы эти исследования включали реальный расчет ROI, проведенный на уровне 5.

4. Задание процента оцениваемых программ для каждого используемого уровня

Еще один способ использования ROI состоит в задании предприятием количества программ, которое должно быть оценено на каждом уровне оценки. Результат выражается в процентах. В таблице 2 показан пример такого распределения оценок по уровням. Процент программ, оцениваемых на каждом уровне, отражает имеющиеся ресурсы и осуществимость оценки. Диапазон составляет обычно от 100% на уровне 1 до 5-10 % на уровне 5.

Таблица 2


Уровень оценки

Кол-во оцениваемых программ, %

Уровень 1 – Реакция

100%

Уровень 2 - Уровень знаний

60%

Уровень 3 – Поведение на рабочем месте

30%

Уровень 4 Воздействие на бизнес

10%

Уровень 5 Оценка ROI

5%

5. Использование различных данных для оценки ROI

В этом случае, собирая данные, необходимые для анализа ROI, предприятия не ограничиваются каким-либо одним методом сбора данных, например, мониторингом результатов бизнеса. Для получения полного профиля шести указанных типов данных используются также вопросники, планы действий, группы особого внимания и пр.

6. Методология ROI внедряется для 3-5% бюджета обучения и развития

Часто при внедрении оценки по ROI опасаются избыточных затрат времени, а также прямых издержек. Наиболее успешные компании сообщают, что они, задавая процент задач, оцениваемых на основании ROI (см. таблицу 2), могут внедрить методологию ROI для контроля задач, составляющих от трех до пяти процентов общего бюджета. При этом для сведения расходов времени и денег к минимуму могут использоваться следующие подходы:

  • заблаговременное планирование оценки,
  • «встраивание» оценки в процесс обучения,
  • разделение ответственности при оценке,
  • требование от участников выполнения основных шагов оценки,
  • использование рациональных методов при выполнении шагов оценки,
  • выбор программ, наиболее подходящих для анализа ROI, на основании примеров,
  • использование оценок при сборе и анализа данных,
  • развитие внутренних возможностей для внедрения оценки по ROI,
  • использование специального программного обеспечения,
  • оптимизация процесса получения отчетов,

Внедряя оценку по ROI, многие организации постепенно расширяют долю инвестиционного бюджета, оцениваемого этим методом с очень низкого уровня (около 1 % или меньше) к 3-5 %. Это расширение иногда является прямым следствием экономии затрат за счет внедрения методологии ROI.

7. Прогнозирование ROI

Ответственные лица на предприятии часто просят дать прогноз ROI еще до того, как проект получит развитие и будет внедрен. Поэтому в наиболее успешных организациях прогноз ROI обычно используется для совершенствования процесса принятия решений. При выявлении недостатков прогнозов делаются защитные поправки и предпринимаются меры для того, чтобы лучшие данные экспертов были сохранены для развития прогноза.

Дополнительные преимущества расчета ROI

Одна из важнейших выгод использования ROI в течение определенного периода времени, является то, этот подход изменяет роль обучения и развития в организации. Этот процесс фокусирует внимание на соответствии требованиям, диктуемым бизнесом, способствует совершенствованию проектирования, разработки и доставки учебного материала, повышает ценность обучения и развития в организации. Еще важнее то, что использование ROI обеспечивает уважение, поддержку и приверженность различных групп, в том числе ответственных руководителей и важнейших спонсоров программ.

Источник: Журнал Chief Learning Officer 01/10/03

Автор: Джек Дж. Филлис эксперт компании FranklinCovey Company (США)