Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
E-learning больше, чем...
- Электронный курс - это больше чем, текст + картинка
- СДО - это больше чем, курс + тест + пользователи
- e-Learning - это больше, чем курс + экран СДO + вебинары
- Вебинар - это больше, чем слайды + звук + говорящая голова
- Стандарт на e-learning - это больше, чем требования к шрифтам + рекомендации по фону для слайдов
- MOOC - это больше, чем хаотичное движение вокруг обсуждения слайдов и роликов + лайки
- Управление СДО - это больше, чем наполнение контентом электронной библиотеки + контроль сдачи тестов.Продолжите?
А хотим ли мы увидеть большее и готовы ли мы к этому?
В целом, почему я об этом задумалась. Потому, что вокруг сейчас многомыслей, идей, высказываний о том, что электронное обучение на самом деле не такое, каким должно быть.
- О том, что обсуждения СДО сводятся к правильному оформлению презентаций.
- О том, что очень мало говорят об эффективности СДО и смешанном обучении.
- О том, что открытые курсы больше рекламный ход, чем реальная возможность получить знания.
- О том, что вебинары часто не отличаются от скучных лекций, а электронный курсы - от учебника с картинками (да и тот бывает лучше).
Можно продолжить... Можно подумать. Тут есть о чем, задуматься.
Я возьму одну идею - про то, что СДО - это не только текст на экране, пусть даже с картинкой. И немного пофантазирую.
Представим корпоративный сектор, в котором реально внедряется электронное обучения:
- Как электронный контент (единая база знаний компании),
- как сопровождение тренингов (до и после),
- как платформа для коллаборативной деятельности и дискуссий,
- как возможность постоянной обратной связи с экспертами (преподавателями),
- как площадка для мозговых штурмов и работы проектных групп (очно + дистанционно),
- как платформа для многоуровневых различных по форматам программ обучения (сопровождаемых тьютором и контролируемых)
- как система проф. оценки сотрудников и их сертификации.
- и др. в зависимости от потребностей компании
Разве это невозможно? Возможно, конечно же. Вопрос только в том, какие ресурсы нужны. Если посчитать, то примерно выйдем на такую команду для внедрения полноценного электронного обучения:
- руководитель проекта
- администратор СДО (для поддержки и развития СДО)
- пед. дизайнер (для создания курсов)
- контент-менеджер (для технической работы по занесению курсов, тестов, рез-тов обратной связи, актуализации контента, поддержке чата по общим вопросам обучения)
- модератор форумов (в идеале конечно модератором должен быть эксперт каждой темы курса, но многое будет зависеть от выбранной стратегии обучения)
- специалист по работе со статистикой (я бы назвала его спец-том по эффективности СДО, который будет смотреть на различные показатели, измерять оценку кач-ва обучения, давать предложения по программам обучения в зав. от показателей, визуализировать статистику и демонстрировать ее на различных совещаниях)
- тренинг-менеджер (вероятнее группа тренинг-менеджеров, т.к. обычно СДО внедряются в компаниях с достаточной численностью персонала)
- спикеры вебинаров (можно рассмотреть совмещение с тренинг-менеджером при наличии соответствующих компетенций)
- различные эксперты: по продуктам (в каждом большом бизнесе, например, по продуктам физ. лиц, по депозитным операциям...), по услугам, по информационной безопасности, охране труда, по управленческим навыкам и т.д. ... И это должен быть человек, который на 80% занимается обучением и на 20% задачами бизнеса или направления, в котором он работает. Он создает программы обучения по своим темам (формат выбирается в зависимости от потребностей и целей), пишет курсы, актуализирует их, поддерживает группы обучающихся.
- специалист по мобильным приложениям (куда без него уже, нам нужна и поддержка обучения в любое время и в любом месте)
В зависимости от объемов (потребности в обучении, цели, кол-во сотрудников,контенти т.д.) может понадобиться еще один администратор и еще один контент-менеджер. Иногда всем этим людям нужно будет объединяться, и создавать программы проф. обучения (подход особый для каждой компании, много времени уйдет на определение целей, созидание и техническое создание программ, а также поддержание их актуальности и их изменение, а может и пересмотр). Вся эта команда должна также где-то находиться. Ее надо обеспечить рабочими местами, оборудованием для выполнения их функций и, если смотреть еще дальше, то некоторыми ресурсами для собственного развития (иногда направлять на конференции, тренинги и т.п.)
Далее идем по тех. оснащению, которое потребуется для внедрения такой системы:
- стандартизированное рабочее место для каждого сотрудника-пользователя СДО (ПО, веб-камера, гарнитура и т.д.)
- каналы связи соответствующие потребностям такой системы обучения (для нормальной работы в СДО, проведения и участия в вебинарах, быстрой обратной связи, удобной работы в форумах, wiki и т.п.)
- оборудование для тренингов (в т.ч. для видео, которое можно использовать в пост-тренинговом сопровождении через СДО)
- достаточный по мощности сервер СДО
- место для хранения данных (контент, в т.ч. видео, рез-ты обучения, бєкапы и т.п.)
Ну, и еще немного деталей, которые нам понадобятся:
- бюджет (собственный, связанный с совместной реализацией бизнес-целей компанией, иначе никто столько денег только на обучающий центр не даст: и не будет поддерживать его развитие)
- система мотивации для всех участников (доп. "пряники" для экспертов-создателей курсов, совмещающих обучение и бизнес-задачи, поощрения лучших в обучении сотрудников и т.д.)
- план развития (система достаточно большая, сложная и затратная, нужно будет постоянно показывать ее целесообразность, доказывать ее эффективность и прорисовывать ее пути дальнейшего использования, например, распространение на клиентов компании)
- план совершенствования (любая система обучения требует постоянных корректировок в зависимости от планов и задач, часто и много нужны тех. доработки, то есть ТЗ, их внедрение)
- серьёзный документ, который регламентирует работу системы обучения в компании и включает уйму важных моментов (кто обучает, как, чему, где, в какой последовательности, по каким программам, как часто они меняются, как сертифицируют экспертов, как оцениваем результаты, что получают лучшие в обучении, как это влияет на карьеру, как функционирование СДО влияет на корп.культуру и имидж компании, когда и как происходит взаимодействие проектной группы СДО с др. направлениями, кто и за что несет ответственность в бизнес-процессе проф. обучения)
Последний важный момент, на котором остановлюсь: в компании должно быть понимание того, что внедрение и развитие электронного обучения может, и должно и будет влиять на бизнес-процессы в компании. Их нужно будет анализировать, пересматривать, переделывать, перенастраивать программные комплексы, совершенствовать системы данных и синхронизации систем и бизнес-процессов.
Внедрение СДО, даже самой обычной с первичными потребностями покрыть нехватку информации и создать единую базу обучающих ресурсов, становится индикатором. Он проверяет то, на сколько хорошо настроены другие процессы, и в программных комплексах, и в реализации бизнес-показателей, и в оценке работы сотрудников. И в тоже время, нужно осознавать, что обучение не изменит все эти процессы в лучшую сторону. Оно покажет, где слабые места, над чем нужно работать. И тут дело только за желанием совершенствовать компанию для того, чтобы сделать ее более эффективной.
В итоге, от создания полноценной системы корпоративного электронного обучения, перешли к бизнесу. Все логично. Ведь если в вузе цель обучения - получение знаний и подтверждение их с помощью диплома, то в бизнесе цель обучения - повышение профессионализма сотрудников и как следствие -повышение эффективности работы и прибыльности компании.
Все выше сказанное не означает, что без такой команды, тех. оснащения и др. важных деталей нельзя помочь улучшить бизнес-процессы и настроить достаточно неплохую систему проф. обучения. И в то же время очень хочется увидеть, и реализовать полноценный e-learning -проект!
Автор: Марина Литвинова