Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Как проводить вебинары - советы для ведущих.

Всё большую силу набирает новый пока ещё в России вид публичных выступлений – онлайн-семинар или вебинар. Как и в любом виде выступлений, здесь есть свои особенности и секреты, которыми на правах тренера по публичным выступлениям хочу с вами поделиться.

Есть несколько вариантов проведения вебинаров:

  1. Участники слышат голос ведущего и задают ему вопросы в чате. Ведущий может использовать PowerPoint-презентации, видеофрагменты, выкладывать файлы.
  2. Участники слышат ведущего, наблюдают то, что демонстрируется на экране, и задают вопросы голосом.
  3. Участники слышат и видят ведущего и демонстрационные материалы.

Какой вариант предпочтительней?

На этот вопрос можете ответить только вы, как составитель программы.

Я рекомендую вам учитывать некоторые моменты:

  • Никогда – если вы не являетесь дипломированным мастером художественного слова, а ваш материал не является художественным произведением с захватывающим сюжетом – не используйте вариант без демонстрационных материалов.

Уважайте своих слушателей. Удерживать внимание, используя только слуховой канал, крайне сложно. Обязательно помогайте себе при помощи видеоряда.

  • Мне как ведущей гораздо удобнее работать с участниками, которые задают вопросы в чате. Когда люди пишут, они, как правило, детальнее продумывают вопросы и гораздо короче их формулируют. К тому же когда вы слышите голос, вы больше отвлекаетесь, соответственно вебинар теряет динамику. На то, чтобы прочесть вопрос или комментарий у вас уйдут доли секунды и темп сохранится.
  • Вариант с использованием видео стоит выбрать, если:
    а) вы ведёте прямую трансляцию с тренинга или какого-то другого мероприятия;
    б) если материал предполагает обьяснение «на пальцах». Например, вы ведёте курс массажа он-лайн, и вам необходимо продемонстрировать участникам приёмы.

Во всех других случаях настоятельно рекомендую не использовать видео. Потому что:

  • это отвлекает от демонстрационных материалов;
  • при отсутствии живой реакции зрителя очень сложно сохранять достойный вид на протяжении всего семинара;

Сколько должен длиться вебинар?

Оптимальный вариант 45 минут. Плюс-минус 15 минут.

Всё зависит от материала и от ваших навыков ведущего. Если вы можете легко, с юмором и динамично выступать, то час в вашей компании покажется аудитории коротким и приятным.

Если вам предстоит излагать сухие факты сложным языком, и вы не мастер управлять интонациями, то лучше ограничиться получасом.

Подготовка:

Приятней всего слушать человека, который не читает, а общается. Поэтому если вы можете, то говорите с людьми, а не читайте текст.

Если вы не очень хорошо умеете говорить, импровизируя, напишите себе основные тезисы.

Если и тезисы не помогают вам легко и понятно рассказывать, тогда напишите текст полностью и отрепетируйте чтение так, чтобы оно звучало, как живая речь.

Работа с микрофоном имеет свою специфику.

Лучше всего ведите вебинар, пользуясь микрофоном, который прикреплён к наушникам, так называемой гарнитурой – тогда есть шанс, что участники будут слышать вас на протяжении всего выступления, а не только тогда, когда вы помните о том, что надо говорить в микрофон.

Звучание обязательно нужно отладить. Это значит, что вас должно быть слышно хорошо, а могучего дыхания и «заплёвывания» микрофона вначале фраз категорически не должно быть.

И если уж относиться совсем серьёзно, то стоит озаботиться вопросом дикции. Потому что микрофон улавливает и передает все, даже малейшие нюансы. Я не предлагаю вам бежать к логопеду. И всё же элементарно размять мышцы лица и язык перед выступлением стоит.

Начало вебинара

Вряд ли в первые минуты соберутся все участники. Поэтому стоит начать с организационной части или с юмора. Также тем, кто вошёл под названием гость и не представился, порекомендуйте написать своё имя и псевдоним. В процессе обращайтесь к участникам по имени, им это будет приятно. : )

Есть два варианта работы с вопросами и комментариями:

  • В самом начале известите, что на все вопросы вы ответите после выступления, и не отвлекайтесь в процессе выступления. Хотя этот вариант лишает вас возможности получать хоть какую-то обратную связь от участников. И вы рискуете провести скучный семинар. Однако если вы не мастер быстро читать и с юмором реагировать на вопросы и комментарии, лучше выберите этот вариант.
  • В самом начале объясните слушателям, что вам приятно общаться с живыми людьми. Вам нужны их вопросы и комментарии, и вы ждёте их ответов на ваши вопросы. Далее в течение вебинара вам следует выбирать, на какие комментарии и вопросы стоит реагировать и отвлекаться, а на какие – нет. Однако замечать вы теперь обязаны все высказывания участников.

Ещё хочу отметить, что иногда в чате начинается бардак и тусовка участников между собой. В ограниченном варианте вы можете поддержать общее веселье, но как ведущий вы обязаны следить за динамикой вебинара и удерживать тему. Поэтому смело но уважительно пресекайте попытки участников группы пообщаться между собой вместо того, чтобы слушать вас. Так же важно хоть как-то, но реагировать на то, что происходит в чате, потому что эту информацию видят все. Если вы не дадите ответ или не прокомментируете (кратко) вопрос, который вам не нравится, вы теряете власть над аудиторией.

Основная часть

Когда мы выступаем перед живыми людьми и видим их реакцию, мы автоматически начинаем ВЫСТУПАТЬ. Мы чуть более собраны, четче формулируем, по-другому звучит голос.

Вебинар можно вести по-разному. Можно говорить так, будто вы разговариваете с близким другом по телефону, легко и расслабленно. А можно так, будто перед вами как минимум 20 человек. Как правильно? Определяет тот материал, что вы преподносите, и ваше личное предпочтение.

Я бы рекомендовала в одном вебинаре чередовать и тот, и другой стиль. Главная ваша задача – держать темп и создавать атмосферу. Очень сложно слушать ведущих, которые рассказывают так, как будто рядом с ними никого нет, а им самим смертельно скучно читать то, что они приготовили.

Всё же лучше представить, что вас слушают 20-40-100 человек, и даже хорошо поволноваться по этому поводу, потому что волнение может вдохнуть жизнь в ваше выступление.

И ещё: длинные паузы очень сильно снижают темп, и как следствие вы теряете внимание аудитории. Если в живом выступлении зрители могут наблюдать за вами во время паузы, то в интернет-семинаре создаётся впечатление, что начались неполадки со связью. Вам не надо излишне торопиться и тараторить, но паузы должны быть короткими.

Завершение

В конце выступления отвечайте на вопросы. Также можете попросить кого-то из знакомых поучаствовать в вебинаре и задать вам в конце интересные вопросы, список которых вы выдадите ему заранее.

Если вопросов нет, то можете смело рассказать о своих будущих проектах и анонсировать события, на которые вы хотите пригласить участников.

Маленькие хитрости, имеющие большое значение

Замечали ли вы, что в разной одежде вы ведёте себя по-разному? И хоть на вебинаре (если вы работаете без камеры) вас никто не видит, ваше самоощущение играет большую роль. Поэтому иногда имеет смысл вести семинар в одежде, которая соответствует вашему материалу.

И самое главное вам должно быть удобно!

Микрофон, который крепится на голове, позволяет вам ходить, если вам удобно выступать в движении. Или прилечь, если вас это не расхолаживает.

Организуйте рабочее пространство так, чтобы вам не пришлось думать о том, что затекла спина, а переместиться некуда.

И ещё я искренне желаю вам получать удовольствие от работы ведущего. Тогда те, кто вас слушает, будут возвращаться к вам снова и снова.

Полезными советами с вами делилась тренер, психолог- консультант Светлана Воронкова