Онлайн-курсы
Вернуться к спискуОнлайн-курс: Профессиональный e-learning-преподаватель. Мастер разработки и проведения online-курсов 2019
2019-10-08 / 2019-11-14
6 недель
E-Learning
Базовый
С 8 октября по 14 ноября 2019 года марта проходил онлайн-курс «Профессиональный e-learning-преподаватель. Мастер разработки и проведения online-курсов 2019».
Курс был предназначен для тех, кто хочет создать свой курс в online либо перенести наработанные материалы в online.
В данном курсе детально представляется работа над проектом online-курса с нуля, на курсе слушатели:
- проверили идею создания online-курса на прочность: установите логику курса и его структуру;
- смогли определить «новый опыт» и выделить преимущества своего online-курса (чтобы курс был максимально ценным и полезным для их слушателей);
- определились со своей ролью на online-курсе (чтобы четко понимать, как правильно действовать на своих курсах);
- научились применять интерактивные технологии, выстраивать коммуникацию внутри online-курса, предусматривать обратную связь и мотивацию для своих слушателей, чтобы достигать образовательных целей и задач;
- смогли создать тренировочные и контрольные задания по материалам курса, используя ведущие современные технологии и ресурсы (сервисы);
- освоили новые сервисы для создания контента (визуального, интерактивного, мультимедийного);
- научились формировать пакет материалов, необходимый для своего online-курса (с учетом особенностей контента, креативной идеи, целевой аудитории, намеченных результатов курса);
- смогли организовать видеосопровождение к своему online-курсу;
- начали формирование педагогического накопителя «Педагогическое колесо», чтобы легко подбирать технологии, ресурсы (программы и сервисы), форматы к любым педагогическим задачам (на практике создания проекта курса составили базовое колесо, которое можно будет расширять и дополнять, использовать в практике создания Ваших материалов). Незаменимо для автоматизации при создании контента – бережет время при создании контента и позволяет подбирать максимально точно инструменты для реализации поставленных задач;
- начали создание коллекции примеров для своих курсов («Банк lego-примеров»), а если коллекция имеется – занялись систематизацией. Если все систематизировано – то получили идеи для развития коллекции и дополнительные идеи/варианты систематизации и пополнения;
- получили авторский конструктор online-курсов, который применили при создании проекта своего курса (для всесторонней работы над online-курсом);
- освоили облачные сервисы для хранения созданных накопителей и банков с контентом (почтовые, Dropbox, YouTube);
- изучили критерии оценки online-курсов (дистанционных курсов), а также требования ведущих специалистов в области образования по критериям к экспертизе дистанционного курса, опыт ведущих бизнес-тренеров (поскольку понимание качества курса весьма размытое, мы постарались сделать его более конкретным и достижимым), а также оценили проекты своего online-курса и одногруппников, создали рефлексивные анкеты к своему online-курсу, чек-листы и проект развития online-курса (чтобы online-курс был максимально качественным и конкурентоспособным на рынке online-курсов).
Что получили слушатели после окончания курса?
- В ходе обучения слушатели создали проект онлайн-курса, в котором обозначили цели, результаты, целевую аудиторию, структуру материала, активности слушателей на каждом образовательном этапе, новый опыт для своих слушателей, определили преподавательскую роль, модель обучения и коммуникации (взаимодействия со слушателями), а также смогли определиться с желаемыми мультимедийными форматами и дизайном контента онлайн-курса.
- Слушатели курса освоили инструменты для создания онлайн-контента: визуального, интерактивного, мультимедийного. На практике проработали свыше 15 (минимум) инструментов (более 90 было рекомендовано к дальнейшему изучению/выбору, если представленных было недостаточно) из следующих направлений: 1) визуальные и мультимедийные: для структурирования контента и логики курса; для работы с текстом – облаков тэгов, пробковые доски, презентации, иконки, инфографика, таймлайны (временная шкала); для работы с видео (создали скринкасты к своим курсам, узнали о возможностях анимированного видео); для работы с изображениями и созданием «заставок»; 2) интерактивные: создание материалов в виде сайтов, книг, чек-листов, pdf-листалок; интерактивные задания на специализированных сайтах типа Learningapps и PlayBuzz; 3) позволяющие удаленно сохранять данные (почтовые облака (на примере почты mail.ru и gmail.com), Dropbox, YouTube). Инструменты помогут повысить эффективность онлайн-обучения и качество образовательных ресурсов/услуги.
- По ходу курса слушатели создали карту онлайн-курса, подобрали иллюстрации для рекомендаций к теме 1 (либо вводному блоку), создали минимум 1 скринкаст к онлайн-курсу, блок тренировочных и контрольных заданий (сервисы – на выбор слушателя, минимум 2 задания), заполнили накопитель «ПАДагогическое колесо», начали собирать базу lego-примеров для данного онлайн-курса (минимум 3 примера различных жанров); подготовили задание для ремотивации в одном из визуальных сервисов (на выбор), создали чек-лист и рефлексивную анкету для слушателей курса, на практике использовали почтовые облака / либо Dropbox, YouTube (на выбор).
После обучения на курсе слушатели смогли самостоятельно:
- Структурировать идеи, контент;
- Распределять активности в рамках курса с учетом современных образовательных технологий;
- Использовать визуальные инструменты для повышения качества онлайн-контента (превращения слов, цифр в понятные картинки - визуализации);
- Использовать интерактивные задания и мультимедийные форматы для вовлеченности в процесс обучения, мотивации и того, чтобы в обучении «найти» нужный вариант коммуникации для любого типа слушателей; аудитории.
Отдельное внимание было уделено в курсе методологическому аспекту создания и использования контента, образовательных технологий, целостному восприятию контента (баланс составляющих, прописывание активностей на каждом из этапов), особенностям работы с контентом участниками online-курсов.
Была возможность ознакомиться с авторскими материалами внедрения курсов и образовательных технологий обучения в online, с современными сервисами для подготовки материалов курса.
Курс был предназначен для преподавателей; авторов онлайн-курсов, тренингов / занятий в онлайн; руководителей центров дистанционного обучения; лидеров рабочих групп, которые обучают коллектив – всех, кто планирует создать свой онлайн-курс с контентом, соответствующим современным требованиям: визуальным, интерактивным, мультимедийным.
Почему именно этот курс?
- В курсе были использованы актуальные на 2019 год инструменты (сервисы, ресурсы, программы), образовательные технологии и мультимедийные форматы.
- Курс был направлен не только на изучение инструментов, а в первую очередь – на методологию разработки контента, благодаря чему слушатели смогли создавать планы образовательных мероприятий в сети, понимая отправные точки создания до этапов оценивания онлайн-курса.
КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАЕТ ДАННЫЙ КУРС ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫ СОЗДАЛИ ПРОЕКТ СВОЕГО ONLINE-КУРСА УЖЕ СЕГОДНЯ?
Первая возможность
Разобраться в трендах современного образования, изучить его «механику» и таки понять, как оно «работает». В этом слушателям помогли следующие знания:
- о целях, задачах и результатах обучения, чтобы правильно ориентировать слушателей;
- об инструментах постановки целей: SMART в обучении; о целеполагании и общей структуры образовательных проектов / курсов, чтобы четко понимать, каким будет Ваше действие на слушателя (будут ли они что-то уметь делать на практике или Вы просто расскажете им много интересного непонятно зачем);
- о моделях обучения (конус обучения Эдгара Дэйла, цикл Дэвида Колба, модель «RCMD», таксономия Бенджамина Блума) для четкого проектирования / представления основы курса (и станет надежным оплотом при экспертизе материалов);
- о современных подходах к обучению (интерактивный, визуальный, мультимедийный), управлении обучением и вниманием (чтобы информация достигала слушателя и вовлекала в учебный процесс);
- о современных форматах обучения (offline и online); конечно, позже мы рассмотрим большинство форматов именно обучения online c доступными каждому инструментами, но в данном вопросе остановимся на специфике глобального формата online и принципиальной разницей с offline; затронем вопросы смешанного обучения (blended learning) как инновационного образовательного сценария;
- понимание, кто учит (роли преподавателя: модератор образовательного пространства, медиапродюссер, коллекционер, методист, тьютор, проводник, тренер) и кого учат (изучение целевой аудитории и специфика обучения взрослых), чтобы Вы знали, как работать с контентом для конкретной аудитории и как при работе с ней включать мотивацию, обратную связь и вовлеченность.
Реализовать эту возможность слушатели смогли уже на первых двух вебинарах в модуле 1!
Вторая возможность
Можем взять свои наработки, а если их нет - фундаментальные академические учебники, и сделать из них внятный контент, который сможет заинтересовать современного избирательного слушателя. Ведь сегодня даже за внимание студента приходится бороться и в буквальном смысле отвоевывать его у гаджета! Каким должен быть контент УМК: над этим и будем работать, используя конкретные современные инструменты.
- УМК: комплект или комплекс? Почему важно не «комплексовать» в данном вопросе?)) Потому как важно понимать, что Вы реально хотите создать максимально четко. Это пригодится для проектирования Вашего УМК в рамках нашего курса.
- Дидактические требования к УМК: научность, доступность, проблемность. Почему нельзя забывать об этих "трех китах"?
- ЧТО превращает УМК в курс?
- Эволюция представлений об online-курсах (посмотрим много примеров курсов для того, чтобы определиться, как лучше делать, а как - нет).
- Проектирование типового УМК (начало): базовые документы, программа; учебник (стиль текста, ПРОРАБОТКА АКТИВНОСТЕЙ В РАМКАХ КАЖДОЙ ТЕМЫ, переходы, медийность, визуализация и интерактивность материалов, связь учебника со всеми компонентами УМК, MIND-MAP В УЧЕБНИКАХ (COOGLE, Рopplet, SIMPLE MIND FREE) - ищем «дыры» в контенте и помогаем обобщать и запоминать материал слушателям своих курсов; ГРАМОТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ (PAINT И ЕГО «ДРУЗЬЯ» (SketchBookExpress, PICTOCHART) и картинки по лицензии "Сreative Сommons").
Реализовать эту возможность слушатели смогли на 3 и 4 вебинаре в модуле 2!
Третья возможность
Хотите сделать материалы по-современному интересными и вовлекать в обучение? Рецепт прост: запаситесь инструментами (сервисами, программами) и все созданные ресурсы и элементы курса «вращайте» вокруг учебника. Важно понимать, ЧТО, ГДЕ, КАК и ЗАЧЕМ создавать для своих слушателей, потому что они должны знать наверняка: «Вы бережете их время, подобрали лучшие мультимедийные форматы и сервисы для восприятия информации. Вы заботитесь о них и уважаете их труд».
Над созданием каких элементов стоит подумать:
- дополнительные элементы УМК (творческие тетради (блокноты, прописи и пр.), рабочие тетради, чек-листы и пр.); потому что важно видеть проговариваемый контент и прорабатывать его;
- тренировочные задания и дидактические материалы УМК (технологии и инструменты, помогающие реализовать различные виды и типы заданий: развивающие (сервис «LEARNING.APPS»), визуальные (презентации (MS Power Point, Esprezo, Prezi, Calameo), PDF-листалки, интеллект-карты/маршрутизаторы, таймлайны и пр.), интерактивные (форум, тест, вебинар, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ, ПОИСКОВЫЕ, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ИНТЕРАКЦИИ); помогаем слушателям прорабатывать контент и запоминать его с помощью специальных сервисов и программ;
- контрольно-оценочный блок курса (тестирование, практические задания); требования и возможности реальной ситуации обучения; проверяем, как сработали наши средства пояснения;
- видеосопровождение Ваших УМК, учебное видео: вебинары и записи вебинаров, видеопосты, видео «pai» (маленькие видеоотрывки), скринкасты, (iSPRING Free Cam, MONOSNAP, MOVAVI, КИНОСТУДИЯ Movie Maker, Вandicam, Camtasia, OBS Studio и пр.), чтобы все, о чем мы говорим, приобретало конкретные формы и содержание.
В данном виде творчества важно соблюдать здоровый баланс составляющих курса (и не переборщить с объемами контента, чтобы слушатели смогли «переварить» все им сказанное и съесть того «слона», которого Вы им презентовали). По итогам работы над проектом курса, поговорили о балансе и проанализировали нагрузку слушателей.
Реализовать эту возможность слушатели смогли на 5 и 6 вебинаре в модуле 3!
Четвертая возможность
Настоящего преподавателя как раз и отличает то, что он может найти ключик к любому слушателю и объяснить самые сложные вещи простым языком. Во-первых, он то, о чем говорит, сам понимает / делал; во-вторых, у него есть толковые простые примеры (чаще жизненные или из коллекции медиатеки). То есть, получается, что отличный преподаватель - это коллекционер! А что может для пользы дела собирать современный преподаватель?
Банки проектов/курсов в online
- Банк lego-примеров для Ваших курсов (рассмотрим, какие это могут быть материалы - составляющие Вашей коллекции, как ее хранить и где можно черпать источники для пополнения коллекции).И если коллекции еще нет, обязательно начнем создание!
- Банк мультимедийных форматов для всех составных online-курса для перевода любых Ваших лекций, учебников и книг в формат online-курса. Такой банк уже заготовлен, остается выбрать "свои" форматы и автоматизировать процеесс перевода материалов и адаптации курсов в online.
- Накопитель "ПАДагогическое / педагогическое колесо". Уникальная коллекция любимых Вами образовательных технологий, инструментов, форматов на одном поле (странице), которая за считанные секунды поможет сориентироваться в том, как реализовать проект в online и решить ту или иную педагогическую задачу. ПАДагогическое / педагогическое колесо мы не только создадим, но и будем его все время пополнять!
- Работа с сайтами для создания визитной карточки преподавателя и слушателей (портфолио), лонгридов, обучающего сторителлинга («4 portfolio», «Tilda»). Конечно, это нужно современному преподавателю, поэтому мы поговорим о возможностях создания платных сайтов своих и таких, которые можно использовать бесплатно для размещения своего контента.
- Облачные сервисы для хранения созданных банков и контента (почтовые, Dropbox, YouTube и др.).
Реализовать эту возможность слушатели смогли на 7 и 8 вебинаре в модуле 4!
Пятая возможность
Даже имея идеальный контент можно не достичь поставленных результатов. Почему? Потому что самая настоящая волшебная палочка кроется в педагогическом мастерстве, а именно - в выстраивании образовательного процесса и психологического климата и это не менее важно, чем подготовка самого УМК. Представьте: конспект написан, а столы и стулья беспорядочно рассредоточены в аудитории, в которой мы собрались проводить наше обучение :) Конечно, кому-то этот креатив понравится, но точно найдутся те, кому не очень... И это повлияет на его отношение к курсу и восприятие материала. К восприятию контента слушатель должен быть готов, обучение должно строиться по принципу «от простого - к сложному», а в центре - психологический комфорт с обратной связью от преподавателя, мотивацией и вовлечением!
Что выстраивали на курсе:
- коммуникацию (чтобы то, что мы говорим, точно получал адресат; как работает мышление и мышление «картинками»; модели коммуникации и что в итоге зашифровывается в речи и как это могут расшифровать);
- варианты взаимодействия (ученик-учитель, учитель-ученик, ученик-ученик); как три знакомые комбинации превращаются в массу возможностей для творческого обмена идеями;
- вовлеченность и мотивацию (современного слушателя сложно заинтересовать, но есть приемы, которые «работают» и их стОит применять);
- обратную связь (feedback); практически прописывается к каждому этапу Вашего курса для того, чтобы каждый участник чувствовал себя главным субъектом в этом необъятном образовательном процессе;
- форматы групповой работы (форумы, вебинары, виды коллективного разума в online посредством сервисов Google, взаимные презентации/отчеты и различные виды КТД (коллективной творческой деятельности);
- управление вниманием (виртуальные доски (Padlet, Linoit), облака слов (WordArt), маршрутизаторы (типа mind-map), интерактивные плакаты (ThinkLink) и пр. сервисы).
Реализовать эту возможность слушатели смогли на 9 и 10 вебинаре в модуле 5!
Шестая возможность
На сегодняшний день созданы проекты экспертизы дистанционного курса, но никаких утвержденных стандартов и пр.документов, касающихся данного вопроса,
мы не имеем. Следовательно, каждый решает вопрос по-своему: ВУЗы создают критерии, исходя из основных задач РПД, используя ФГОС и утверждают на кафедре; кто-то руководствуется созданными документами более опытных коллег, имея с ними договорные отношения; бизнес-сектор делает модели (выбирая наиболее успешные образцы) материалов тренингов или своих обучающих комплектов и по ним пишет требования к оценке. Как же быть преподавателю? Самооценка, конечно, хорошо, но, как говорится, со стороны виднее. Но не всегда в реальном времени данный формат «работает», не все могут работать с экспертами и не везде это практикуется, к сожалению.
Изучаем вопрос детальнее с практической стороны.
- Требования ведущих специалистов в области образования (ФИРО) по критериям к экспертизе дистанционного курса. Какие критерии определены в проекте ФИРО (по Н. В. Никуличевой).
- Опыт ведущих бизнес-тренеров по оценке online-курса.
- Практика анализа online-курса. Оценим проект своего курса и курса сокурсника.
- Рефлексивные анкеты. Влияет ли проведение на оценку самого курса?
- Работа с экспертами. Как говорится: «А судьи кто?!»))
- Системная работа над улучшением online-курса: добавляем недостающее, убираем лишнее, обновляем в ногу со временем - и как это все выявить.
Реализовать эту возможность слушатели смогли на 11 и 12 вебинаре в модуле 6!
Мы организовали специальную программу, которая помогла слушателям реализовать все очерченные выше возможности. В каждом учебном модуле (открываются после проведения вебинара) слушатели получили по одной из указанных «возможностей». В курсе слушателям были доступныметодические пакты (компактно представленная теория и примеры практики), презентации (с проведенных занятий в формате PDF-листалок), рабочие тетради и прописи (для закрепления практических навыков и фиксирования увиденного, услышанного на занятиях, а также для записи своих вопросов во время изучения материалов). Также слушателям был предоставлен доступ к дополнительным материалам как ко всему курсу, так и к каждому модулю отдельно (книги, статьи, записи дополнительных вебинаров и пр.). Все эти материалы можно изучать в удобное время и по желанию.
В рамках курса шла речь более чем о 100 инструментах для создания цифрового контента, свыше 15 слушатели применили на практике. Почему такая разница в цифрах? Если слушателя не устроил какой-либо инструмент – он смог заменить его на более удобный для себя (важно, чтобы инструмент «лег в руку») с помощью имеющейся в курсе коллекции инструментов.
После обучения на курсе слушатели смогли самостоятельно создать свой online-курс, входящий в зону их профессиональных компетенций.
Особенно интересен и полезен этот курс был для преподавателей ВУЗов, техникумов, колледжей, учителей школ, сотрудников учебных центров, корпоративных университетов, тренеров и методистов организаций, в которых организована система дистанционного обучения и она нуждается в подготовке контента к реальной работе в сети, в наполнении СДО качественными учебными курсами.
ПРОГРАММА
МОДУЛЬ 1. ИССЛЕДУЕМ И ВЫБИРАЕМ.
Вебинар-интенсив 1.
Тема 1. «СОЗДАЕМ ОСНОВУ ДЛЯ ОНЛАЙН-КУРСА»
1.1. Определяем цели, задачи и результаты обучения.
1.2. Используем SMART в обучении: зачем и как.
1.3. Исследуем модели обучения (конус обучения Э.Дейла, цикл Д.Колба, модель RCMD, таксономия Блума) и выбираем модель для того, чтобы построить свой онлайн-курс.
1.4. Кто учит? (изучаем и выбираем роль, которую будем выполнять в процессе всего процесса обучения, чтобы слушатели правильно воспринимали контент).
1.5. Кого учат? (изучаем целевую аудиторию, чтобы правильно создавать и организовать контент внутри онлайн-курса). Понимание образования как процесса коммуникации.
1.6. Чему учат? (изучаем не только возможности имеющихся богатств контента, а и наличия в них важных составляющих для Вашего слушателя как будущего профессионала – «soft skills» и «hard skills»).
1.7. Выбираем подходы к обучению (интерактивный, визуальный, мультимедийный), чтобы обучение было результативным.
1.8. Просветительские и образовательные курсы: чему мы учим?
Задание к вебинару-интенсиву 1.
Запишите в рабочую тетрадь:
- название онлайн-курса;
- 5-7 характеристик типовых слушателей Вашего онлайн-курса (определите целевую аудиторию);
- цели, результаты онлайн-курса;
- какую роль/роли выберете для проведения курса?
Вебинар-практикум 2.
Практикум по теме 1 «СОЗДАЕМ ОСНОВУ ДЛЯ ОНЛАЙН-КУРСА».
- Работа с конструктором онлайн-курсов. Представление общей модели конструктора онлайн-курсов 1) как схемы подготовки курса; 2) как возможности дальнейшего совершенствования / улучшения материалов; 3) как инструмента последующей оценки готового онлайн-курса.
- Создание базы проекта онлайн-курса с использованием конструктора-помощника.
- Использование сервисов GOOGLE и технологии «коллективный разум», работа с GOOGLE-документами. Коллективная работа в GOOGLE-документе. Коллективная работа с сервисом Popplet – создаем виртуальную базу слушателей («Изучаем целевую аудиторию вместе: какими могут быть слушатели?»).
- Подготовка к планированию модулей курса: инструмент СOOGLE. Демонстрация основных возможностей сервиса слушателям, первичная работа с сервисом.
Задание к вебинару-практикуму 2.
- Создать базу проекта онлайн-курса с использованием конструктора-помощника (использовать ветку темы 1 онлайн-конструктора для выполнения задания): внесите в рабочую тетрадь следующие данные:
- название курса;
- планируемую целевую аудиторию / либо опишите ее из опыта (если курс проводился в очном формате, например);
- цели, результаты курса;
- какую роль/роли выбрали для проведения онлайн-курса?
- Внесите в коллективную таблицу (GOOGLE-документ) проектную базу онлайн-курса (по желанию).
- Внесите на Popplet информацию о слушателях, заполнив соответствующие графы задания, чтобы получить масштабную картину всех возможных участников курсов. Большая просьба: не повторяться, внимательно читая предыдущие ответы коллег.
3. Зарегистрироваться в сервисе COOGLE и начать работу над планированием модулей (основного контента) онлайн-курса (создание карты с несколькими ветками).
МОДУЛЬ 2. СИСТЕМАТИЗИРУЕМ И СТРУКТУРИРУЕМ
Вебинар-интенсив 3.
Тема 2. «ПРОЕКТИРУЕМ ОНЛАЙН-КУРС»
2.1. Превращаем базовую разработку УМК в online-курс (это поможет при переводе готовых материалов очных курсов в онлайн-курс).
2.2. Эволюция представлений об online-курсах: как определить «нужное» в Вашем курсе и «лишнее».
2.3. Проектирование типового УМК: понимание базового «шаблона» (рабочая программа, учебник, контрольный блок (практическое задание и тесты) как отправная точка для создания контента.
2.3.1 Как правильно работать с базовыми документами (рабочей программой), чтобы курс соответствовал поставленным целям и задачам;
2.3.2. Выбираем инструменты для своего учебника и изучаем, как создается современный учебник (стиль текста, «раскадровка» материала, дизайн контента, ПРОРАБОТКА АКТИВНОСТЕЙ В РАМКАХ КАЖДОЙ ТЕМЫ, «переходы», медийность, визуализация и интерактивность материалов (включая вставку заданий и интерактивных текстов, карт, выполненных в специальных сервисах), связь учебника со всеми компонентами УМК, MIND-MAP В УЧЕБНИКАХ (COOGLE, Рopplet, SIMPLE MIND FREE) - ищем «дыры» в контенте и помогаем обобщать и запоминать материал слушателям своих курсов; ГРАМОТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ (PAINT И ЕГО «ДРУЗЬЯ» (SketchBookExpress, PICTOCHART) и картинки по лицензии «Сreative Сommons»).
2.4. Логика online-курса, его структура в формате MIND-МАР: проверяем идею онлайн-курса на прочность.
Задание к вебинару-интенсиву 3.
Запишите в рабочую тетрадь:
- блоки онлайн-курса (форум, учебник и пр.), из которых будет состоять Ваш курс;
- определите желаемую последовательность для указанных блоков;
- модули и темы основного контента (программы, учебника).
Вебинар-практикум 4.
Практикум по теме 2 «ПРОЕКТИРУЕМ ОНЛАЙН-КУРС».
- Использование «Конструктора онлайн-курсов» (специальный помощник от автора курса в одной схеме) для подготовки контента онлайн-курса: моделирование основных составных курса и инструментов для создания современного учебного контента.
- Создание карты онлайн-курса (программа или сервис для MIND-МАР на выбор слушателя, демонстрация сервиса COOGLE), чтобы отследить логику и предусмотреть все возможные исходные вопросы.
- Подбор иллюстраций для рекомендаций к теме 1 (либо вводному блоку) с помощью Paint либо ScetchBookExpress.
- Подготовка иллюстраций в PICTOCHART
Задание к вебинару-практикуму 4.
- Обобщение темы 2 по «Конструктору онлайн-курсов»: ориентация слушателей в материале. Использовать ветку темы 2 онлайн-конструктора для работы с новым этапом над своим онлайн-курсом (подобрать инструменты, составляющие элементы и ресурсы курса).
- Создать карту своего онлайн-курса (программа или сервис для MIND-МАР на выбор слушателя, работа с сервисом COOGLE
- Создать 2 картинки для учебника и методических рекомендаций онлайн-курса (на примере Paint либо ScetchBookExpress) с пояснениями.
- Зарегистрироваться на сервисе PICTOCHART и создать 1 картинку-визуализацию (инфографику, постер, флаер, иллюстрацию-заставку) для материала Вашего онлайн-курса.
МОДУЛЬ 3. ВИЗУАЛИЗИРУЕМ И ДИДЖИТАЛИЗИРУЕМ
Вебинар-интенсив 5.
Тема 3. «ОЖИВЛЯЕМ ОНЛАЙН-КУРС»
3.1. Вносим нотку разнообразия и творчества в учебный процесс: используем дополнительные элементы УМК (творческие тетради (блокноты, прописи), рабочие тетради, рабочие листы, чек-листы).
3.2. Генерируем тренировочные задания и дидактические материалы УМК (технологии и инструменты, помогающие реализовать различные виды и типы заданий: развивающие (сервис «LEARNING.APPS», обзорно сервисы: Quizlet, Kahoot, Quizizz), визуальные (презентации (MS Power Point, Esprezo, Prezi, Calameo, Рowtoon), PDF-листалки, интеллект-карты/маршрутизаторы, таймлайны и пр.), интерактивные (форум, тест, вебинар, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ, ПОИСКОВЫЕ, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ИНТЕРАКЦИИ) – пробуем говорить на языке современности, чтобы наши адресаты получали наши информационные «посылы».
3.3. Конструируем контрольно-оценочный блок курса (тестирование, практические задания); требования и возможности реальной ситуации обучения; проверяем, как сработали наши средства пояснения.
3.4. Выбираем видеосопровождение Ваших УМК, учебное видео: вебинары и записи вебинаров, видеопосты, видео«pai» (маленькие видеоотрывки), скринкасты, (iSPRING Free Cam, MONOSNAP, MOVAVI, КИНОСТУДИЯ Movie Maker, Вandicam, Camtasia, OBS Studio), анимированные ролики, чтобы все, о чем мы говорим, приобретало конкретные формы и содержание.
Задание к вебинару-интенсиву 5.
Запишите в рабочую тетрадь:
- какие дополнительные элементы УМК (творческие тетради (блокноты, прописи), рабочие тетради, рабочие листы, чек-листы) Вы хотели бы, чтобы были у Вас в курсе;
- какие задания (типы, виды) и для каких модулей Вы планируете в рамках своего онлайн-курса (например: Модуль 1. Задание – игровое (викторина). Модуль 2. Кейс… Модуль 10 (последний). Тест);
- какое видео на 1-3 мин. Вы бы рекомендовали / сделали для своего курса (модули и этап темы – на выбор слушателя).
Вебинар-практикум 6.
Практикум по теме 3 «ОЖИВЛЯЕМ ОНЛАЙН-КУРС».
- Подготовка дополнительного элемента УМК (на примере рабочей тетради). Сервис Ridero.
- Составление заданий с помощью современных цифровых инструментов (создать блок тренировочных и контрольных заданий (сервисы – на выбор слушателя, минимум 2 задания). Сервис «LEARNING.APPS».
- Создание рабочих листов. Сервисы Wizer, Formative, Flippity.net.
- Создание скринкастов по теме курса. Базовая работа с iSPRING Free Cam 8, MONOSNAP. Демонстрация MOVAVI.
- Анимированные видео. Сервис Рowtoon.
Задание к вебинару-практикуму 6.
- Обобщение темы 3 по «Конструктору онлайн-курсов»: ориентация слушателей в материале. Использовать ветку темы 3 онлайн-конструктора для работы с новым этапом над своим онлайн-курсом (изучить наличие инструментов, подобрать необходимые инструменты для подготовки заданий и учебного видео (скринкаста и анимированного видео (по желанию).
- Подготовить дополнительный элемент УМК (на выбор слушателя: творческие тетради (блокноты, прописи), рабочие тетради, рабочие листы). Сервис Ridero.
- Зарегистрироваться на сервисе «LEARNING.APPS» и создать 2 задания. (Одно из заданий можно выполнить на удобных/знакомых слушателю сервисах по выбору).
- Создать рабочий лист, используя сервис на выбор: Wizer, Formative, Flippity.net (задание по желанию слушателя).
- Записать скринкаст с помощью программы iSPRING Free Cam 8 или MONOSNAP (программу можно выбирать слушателю) на 1-3мин. для онлайн-курса.
- Создать анимированное видео на сервисе Рowtoon (по желанию).
МОДУЛЬ 4. НАКАПЛИВАЕМ И СОХРАНЯЕМ
Вебинар-интенсив 7.
Тема 4. «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ БАНКОВ ДЛЯ «ПЕРЕСОБИРАНИЯ» КУРСОВ В ОНЛАЙН»
4.1. Создание коллекции демонстрационных примеров (Банк «lego-примеров») для Вашего онлайн-курса: какими могут быть примеры и Ваша коллекция, чтобы представленные материалы были понятными и выразительными.
4.2. Использование банка мультимедийных форматов для всех составных online-курса с целью перевода любых Ваших лекций, учебников и книг в формат online-курса и его дальнейшего эффективного изучения.
4.3. Собираем свое «ПАДагогическое / педагогическое колесо». Уникальная коллекция любимых Вами образовательных технологий, инструментов, форматов на одном поле: автоматизируем процесс подготовки материалов в онлайн.
4.4. Создание визитной карточки преподавателя и слушателей (портфолио), лонгридов, обучающего сторителлинга («4 portfolio», «Tilda») как возможности использования большего числа образовательных технологий и ресурсов, а также возможности ознакомить со своими проектами одновременно как можно большее количество слушателей.
4.5. Сохраняем наработанное. Облачные сервисы для хранения созданных банков и контента (почтовые «облака» mail.ru и gmail.com, Dropbox, YouTube, Box.com, Mega.nz, Flickr.com и пр.).
Задание к вебинару-интенсиву 7.
Запишите в рабочую тетрадь:
- какие блоки мог бы содержать (или, возможно, уже содержит) Ваш банк примеров, актуальный для преподаваемых Вами дисциплин (какие фото, сайты, видео, тексты);
- распечатайте карточки с форматами;
- подготовьте поле для ПАДагогического колеса.
Вебинар-практикум 8.
Практикум по теме 4 «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ БАНКОВ ДЛЯ «ПЕРЕСОБИРАНИЯ» КУРСОВ В ОНЛАЙН».
- Создание ПАДагогического колеса.
- Создание банка lego-примеров для онлайн-курса (начало работы над коллекцией, структурирование материалов).
- Подбор мультимедийных форматов для каждого этапа курса.
- Работа с сайтом “Tilda” – выкладка учебного материала на сайт (по желанию – создание сообщества «4 портфолио»).
- Сохранение наработанных материалов в почтовых «облаках» mail.ru и gmail.com, с Dropbox, YouTube (остальные облака – по желанию).
Задание к вебинару-практикуму 8.
- Обобщение темы 4 по «Конструктору онлайн-курсов»: ориентация слушателей в материале. Использовать ветку темы 4 онлайн-конструктора для нового этапа работы над своим онлайн-курсом (выделить использованные инструменты для дальнейшего внесения их в ПАДагогическое колесо, подобрать площадку для курса – сообщества, сайты, облака).
- Создать свое ПАДагогическое колесо.
- Подобрать минимум 3 примера различных жанров в личный банк lego-примеров.
- Создать к одному учебному модулю / теме карту раскадровки с подобранными форматами.
- Зарегистрироваться на сайте Тильда и выложить контент / лонгрид (к одной из тем).
- Создать портфолио, сообщество на «4 портфолио» (по желанию).
- Использовать почтовые облака либо Dropbox для хранения и передачи данных (скачать материалы с Dropbox, закачать материалы своего курса (на выбор материалы и вид облака) и поделиться ссылкой с участниками нашего курса).
- Просмотреть запись вебинара о современных образовательных технологиях (рассылка записей за три дня перед вебинаром) для реализации образовательного сценария «Перевернутый класс» на вебинарах модуля 5.
МОДУЛЬ 5. МОТИВИРУЕМ И ВОВЛЕКАЕМ
Вебинар-интенсив 9.
Тема 5. «ЗАПУСКАЕМ ОНЛАЙН-КУРС»
5.1. Выстраивание коммуникации внутри курса: образование – это коммуникация.
5.2. Выбираем варианты взаимодействия в рамках онлайн-курса: все ли способы услышать своих слушателей мы знаем и используем в своем контенте?
5.3. Создаем захватывающие «крючки» в онлайн-курсе. Вовлекаем и мотивируем – это гарант понимания материала курса слушателем.
5.4. Выстраиваем обратную связь внутри контента: техники и технологии эффективного feedbacka. Прописываем активности в рамках своего онлайн-курса.
5.5. Организуем формат групповой работы в онлайн-курсе: зачем и как.
5.6. Управляем вниманием слушателей с помощью современных визуальных сервисов (виртуальные доски (Padlet, Linoit, Glogster, Realtimeboard), облака слов (WordArt (Tagul), Wordle, Word It Out), маршрутизаторы (типа mind-map), интерактивные плакаты (ThinkLink, Live Worksheets), слайдеры (JuxtaposeJS), таймлайны (knightlab, infogr.am), дополненная реальность (walla.me), инфографика (Piktochart, Canva, Рowtoon, Infogr.am, Vizualize.me) и пр.
Задание к вебинару-интенсиву 9.
Запишите в рабочую тетрадь:
- какие активности внутри Вашего курса обеспечат обратную связь, взаимодействие;
- какие современные образовательные технологии в каком модуле примените (сделать раскадровку хотя бы на 1 модуль);
- планируется ли формат групповой работы со слушателями;
- какие визуальные сервисы импонируют / «подходят» Вашему курсу.
Вебинар-практикум 10.
Практикум по теме 5 «ЗАПУСКАЕМ ОНЛАЙН-КУРС».
- Создание активностей с гарантированной обратной связью со слушателями онлайн-курса (минимум к 1 модулю курса, по максимуму – в рамках каждой из тем).
- Подготовка мотивирующих и удерживающих внимание заданий (хотя бы 1) в одном из визуальных сервисов (на выбор: виртуальные доски (Padlet, Linoit, Glogster, Realtimeboard), облака слов (WordArt (Tagul), Wordle, Word It Out), маршрутизаторы (типа mind-map), интерактивные плакаты (ThinkLink, Live Worksheets), слайдеры, таймлайны (knightlab, infogr.am, JuxtaposeJS), дополненная реальность (walla.me), инфографика (Piktochart, Canva, Рowtoon, Infogr.am, Vizualize.me) и пр.).
- Современные образовательные технологии в действии: чему отдать предпочтение?
- Подготовка проектов онлайн-курса к обсуждению со слушателями для анализа проведенной работы и обмена опытом.
Задание к вебинару-практикуму 10.
- Обобщение темы 5 по «Конструктору онлайн-курсов»: ориентация слушателей в материале. Использовать ветку темы 5 онлайн-конструктора для работы с новым этапом над своим онлайн-курсом (выделить использованные технологии для дальнейшего внесения их в ПАДагогическое колесо, изучить предложенные визуальные инструменты и выбрать несколько для работы и дальнейшего внесения их в ПАДагогическое колесо).
- Создать активности с гарантированной обратной связью со слушателями онлайн-курса (минимум к 1 модулю курса, по максимуму – в рамках каждой из тем).
- Подготовить мотивирующее и удерживающее внимание задание в одном из визуальных сервисов (на выбор).
- Отправить самостоятельно подобранные материалы (интересные, на Ваш взгляд) по теме модуля 5 на облако (по выбору слушателя) и поделиться ссылкой на форуме в Мудл (по желанию).
- Принять участие в web-queste «Остров сокровищ».
- Поделиться впечатлениями об участии в web-queste, используя виртуальную доску Padlet.
МОДУЛЬ 6. ОЦЕНИВАЕМ И УЛУЧШАЕМ
Вебинар-интенсив 11.
Тема 6. «ЭКСПЕРТИЗА ОНЛАЙН-КУРСА».
6.1. Исследуем требования ведущих специалистов в области образования (ФИРО) по критериям к экспертизе дистанционного курса и внедряем на базе своего курса.
6.2. Применяем опыт ведущих бизнес-тренеров по оценке online-курса.
6.3. Анализируем online-курсы. Оцениваем проект своего курса и курса сокурсника и готовимся к дальнейшей работе по коррекции контента курса.
6.4. Помогают ли рефлексивные анкеты улучшать курс и какую роль при этом играют чек-листы? Составляем анкеты и чек-листы к онлайн-курсу.
6.5. Работа с экспертами: нужно или нет?
6.6. Системная работа над улучшением online-курса: добавляем недостающее, убираем лишнее, обновляем в ногу со временем - и как это все выявить.
Задание к вебинару-интенсиву 11.
Запишите в рабочую тетрадь:
- какие требования к оценке онлайн-курса Вам еще следует учесть в дальнейшей работе над курсом;
- основные вопросы для рефлексивной анкеты Вашего курса;
- чек-лист какого типа (для подготовки к чему? / для выполнения последовательных действий чего? / закрепления материала и пр.) Вы бы предложили своим слушателям;
- как планируете развить свой онлайн-курс дальше (составьте краткий план развития).
Вебинар-практикум 12.
Практикум по теме 6 «ЭКСПЕРТИЗА ОНЛАЙН-КУРСА».
- Самооценка курса (при коллективном участии в обсуждении – оценка коллег).
- Составление рефлексивной анкеты слушателям своего онлайн-курса.
- Создание чек-листа в сервисе «Еxpert».
Задание к вебинару-практикуму 12.
- Обобщение темы 6 по «Конструктору онлайн-курсов»: ориентация слушателей в материале. Использовать ветку темы 6 онлайн-конструктора для работы с вариантами рефлексивных анкет и чек-листов (внести изученные инструменты в ПАДагогическое колесо).
- Оценить свой онлайн-курс согласно критериям к экспертизе дистанционного курса (проект ФИРО). Определить, над чем еще необходимо работать (составить план развития курса).
- Заполнить рефлексивную анкету прошедшего курса.
- Создать рефлексивную анкету к своему онлайн-курсу.
- Зарегистрироваться на сервисе «Еxpert» и создать чек-лист к онлайн-курсу (например, для подготовки к участию в вебинаре, в обсуждении вопросов практикума, для изучения определенной темы и пр.).
Информация о ведущих
Никишина Татьяна Викторовна
«Кандидат педагогических наук, Ph.D., сертифицированный онлайн-тренер и разработчик электронных курсов, имеет опыт внедрения инновационных образовательных методов и технологий общим педагогическим стажем более 20 лет. Опыт работы в средней школе (учитель-методист, заместитель директора по научной и учебно-воспитательной работе) более 10 лет, институте последипломного педагогического образования (научный сотрудник), в системе высшего образования и высшего дистанционного образования (более 10 лет). Заведовала кафедрой инновационного образования НОУ ВПО «Гуманитарно-экономического и информационно-технологического института» г. Москва, руководила разработкой электронного учебного контента и проектом по отбору, обучению и развитию преподавателей высшей школы.
Специалист по дистанционным образовательным технологиям Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» Московского педагогического государственного университета.
Завершился очередной онлайн-курс!
Он включал в себя вебинары и практические задания, что позволило участникам не только узнать что-то новое, но и применить это на практике.
Если Вы хотите узнать дополнительную информацию - напишите или позвоните нам, и мы ответим на все Ваши вопросы:
Для просмотра записей онлайн курсов ведущих этого курса Вы можете выбрать наиболее подходящие для Вас условия доступа:
Услуга | Подробности | Цена |
---|---|---|
Доступ на 1 мес. к видеозаписям курсов ведущего Никишина Т. В. | 3200 | |
Доступ на 6 мес. к видеозаписям курсов ведущего Никишина Т. В. | 3900 | |
Доступ на 12 мес. к видеозаписям курсов ведущего Никишина Т. В. | 4700 |
Кононенко Надежда Александровна, OOO "Балет с 2 лет", руководитель отдела обучения
Балан Лилия Александровна, зав. НИЛ «Перспективные информационно-образовательные технологии», Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко
Большакова Ирина Валентиновна, репетитор
Владимирский Петр Викторович, координатор ДО, Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр дополнительного профессионального образования «АНЭКС»
Астанкова Татьяна Ивановна, начальник отдела развития управленческих и образовательных практик, Автономное учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования»
Щербина Юлия Семёновна, учитель истории
Новицкая Анна Валерьевна
Шалимова Елизавета Георгиевна, Старший преподаватель, Кафедра аналитической химии, ВО Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
Титова Ольга
Каверин Игорь Михайлович, Тульский государственный университет (ТулГУ). доцент, зам.декана факультета вечернего и заочного обучения (ФВЗО) . Кафедра «Геотехнологий и строительства подземных сооружений», к.т.н
Зенина Оксана, ГАУ города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы»
Ватутина Ольга Васильевна, МБОУ "Аганская общеобразовательная средняя школа", учитель