Онлайн-курсы
Вернуться к спискуОнлайн-курс: Образовательный дизайн: как сделать курс по-настоящему вовлекающим
2025-10-06 / 2025-10-29
4 недели
Полезные умения и навыки
Базовый
С 6 по 29 октября 2025 года проходил онлайн-курс «Образовательный дизайн: как сделать курс по-настоящему вовлекающим».
Сегодня одна из главных проблем онлайн- и смешанного обучения в российских вузах — низкая вовлечённость студентов. По данным исследования «Барометра», лишь около 59% студентов завершают онлайн-курсы, а аналитика НИУ ВШЭ показывает: за пределами занятий активность и взаимодействие слушателей резко снижаются. В итоге курсы часто воспринимаются как перегруженные информацией и теряют внимание студентов уже на середине.
Курс «Образовательный дизайн: как сделать курс по-настоящему вовлекающим» помогает изменить эту ситуацию. Вы научитесь проектировать занятия так, чтобы удерживать внимание, встроить эмоциональные точки, управлять когнитивным ритмом и использовать нуджи — мягкие подталкивания, которые помогают студентам доходить до конца.
Формат обучения — проектная мастерская: теория + практика + домашние задания. На каждом шаге вы создаёте конкретный артефакт, и к концу программы у вас будет прототип собственного вовлекающего курса, готовый к внедрению в учебный процесс.
В процессе обучения слушатели:
- Освоят принципы проектирования курса как нарратива с логикой включения и удержания внимания, для того чтобы создавать образовательные программы, которые воспринимаются участниками как цельный и захватывающий опыт.
- Научатся запускать вовлечённость с первых минут через триггеры, микровзаимодействия и небольшие изменения в среде, которые помогают людям сделать нужный выбор.
- Смогут проектировать интерактивы, которые работают на смысл, а не на развлечение.
- Овладеют инструментами управления когнитивной нагрузкой и построения ритма занятия и за счёт этого смогут создавать такие образовательные модули, где участники удерживают внимание, не устают, а материал усваивается легче и глубже.
- Разработают карту эмоциональных акцентов и создадут эффект присутствия в онлайн-обучении для того, чтобы поддерживать у участников чувство вовлечённости и живого контакта, даже если они находятся на расстоянии.
- Смоделируют групповую динамику курса и механики peer-to-peer обучения для того, чтобы задействовать социальные механизмы вовлечения, усилить обмен опытом между участниками и сформировать у группы чувство принадлежности к сообществу.
- Освоят инструменты персонализации и продвинутые приёмы нуджинга (изменения среды для принятия пользователем правильного выбора) для удержания мотивации.
- Соберут готовый прототип курса, в котором вовлечённость встроена в архитектуру, а не держится только на харизме ведущего.
После обучения слушатели смогут самостоятельно:
- Проектировать вовлекающие модули и курсы для разных форматов (офлайн, онлайн, смешанное обучение) за счёт применения нарративной логики, продуманного когнитивного ритма, эмоциональных акцентов и нуджей, встроенных в архитектуру программы.).
- Создавать сценарии первых 5 минут занятия и проектировать эмоциональные точки удержания для того, чтобы сразу включать участников в процесс, удерживать их внимание на протяжении всего занятия и минимизировать риск снижения вовлечённости.
- Разрабатывать интерактивы, когнитивный ритм и персонализированные маршруты обучения для того, чтобы сделать процесс более осмысленным и динамичным, учитывать разные стили участников и поддерживать их интерес и мотивацию до конца курса. Встраивать нуджи и социальную динамику в дизайн курса.
- Презентовать и внедрять готовый прототип вовлекающего курса, представляя его преподавателю и группе для обратной связи, а затем адаптировать к своей образовательной практике или корпоративным задачам.
ПРОГРАММА КУРСА
Курс «Образовательный дизайн: как сделать курс по-настоящему вовлекающим»
Формат: 8 веб-тренингов × 2 часа (1 месяц, 2 раза в неделю).
Каждый блок включает: теорию → мини-практику (веб) → домашнее задание → артефакт → результат обучения.
Блок 1. Архитектура вовлекающего курса
- Тема: курс как нарратив, точки эмоционального включения, динамика вовлечения.
- Теория: нарративная структура обучения (начало–развитие–кульминация–финал), эмоциональные пики и спады.
- Практика (веб): участники получают список тем и за 5 минут перестраивают их в «сюжетную логику» (начало–развитие–финал).
- Домашнее задание: составить структуру своего курса/модуля в формате 4–5 эпизодов.
- Артефакт: схема «каркас курса».
- Чему научится: видеть курс как последовательный опыт, а не набор тем, и за счёт этого проектировать обучение так, чтобы участники воспринимали его как цельное путешествие с логикой и смысловыми связками, а не как разрозненные фрагменты.»
Блок 2. Механики вовлечения (офлайн и онлайн)
- Тема: триггеры входа, быстрые победы, смена активности, нуджи.
- Теория: «правило первых 5 минут»; микровзаимодействия; когнитивная перезагрузка; нуджи (Thaler & Sunstein, 2008).
- Практика (веб): каждый пишет один «нудж»-вопрос для старта модуля (например: быстрый опрос, мини-чеклист).
- Домашнее задание: прописать сценарий первых 5 минут своей темы, встроив 1–2 нуджа.
- Артефакт: сценарий «стартовой сцены».
- Чему научится: запускать вовлечение с первых секунд через триггеры и нуджи.
Блок 3. Интерактив как инструмент для понимания, а не развлечения
- Тема: смысловой интерактив и перевод сложного материала в действие для того, чтобы облегчить усвоение, вовлечь участников в обсуждение и превратить сложные идеи в совместный опыт, а не в пассивное слушание.»
- Теория: интерактив как метод усвоения (не «развлекательная вставка») и модели смыслового взаимодействия, чтобы показать, как правильно строить активность, которая помогает участникам глубже понять материал, а не отвлекает их.
- Практика (веб): тренер даёт сложный тезис → участники за 5 минут придумывают вопрос, с которым можно вынести его в групповое обсуждение.
- Домашнее задание: разработать мини-интерактив для своего курса.
- Артефакт: мини-сценарий интерактива.
- Чему научится: проектировать интерактив для понимания, а не развлечения.
Блок 4. Когнитивный ритм
- Тема: чередование сложности, темпа и типов задач для того, чтобы поддерживать оптимальное внимание участников, избегать перегрузки и создавать естественный ритм занятия, в котором материал усваивается легче.
- Теория: когнитивная нагрузка (Sweller); принципы «ритма занятия»; паузы и смена активности.
- Практика (веб): участникам показывается мини-сценарий занятия → они отмечают, где перегруз и где провисание.
- Домашнее задание: составить таблицу когнитивного ритма для своего модуля.
- Артефакт: схема «когнитивный ритм моего курса».
- Чему научится: управлять вниманием через ритм и баланс нагрузки.
Блок 5. Эмоции и эффект присутствия
- Тема: эмоциональный фон, акценты, онлайн-присутствие.
- Теория: эмоциональные якоря; визуальные и аудиальные акценты; social presence в онлайн-обучении.
- Практика (веб): каждый подбирает одну фразу/образ для эмоциональной точки своего курса и делится в чате.
- Домашнее задание: составить карту 2–3 эмоциональных акцентов.
- Артефакт: карта «эмоциональных точек».
- Чему научится: управлять атмосферой и создавать эффект «живого контакта».
Блок 6. Сообщество внутри курса
- Тема: групповая динамика, peer-to-peer, социальный долг.
- Теория: динамика Тукмана; теория социальной идентичности; peer-learning.
- Практика (веб): придумать один быстрый формат peer-to-peer обмена (например: «одна мысль — один инсайт» в парах).
- Домашнее задание: нарисовать схему групповой динамики для своего курса.
- Артефакт: схема «социальных взаимодействий».
- Чему научится: использовать групповую динамику как инструмент вовлечения.
Блок 7. Персонализация и нуджи 2.0
- Тема: разные стили участников, индивидуальные треки, продвинутые нуджи.
- Теория: андрогогика (Ноулз); теория самодетерминации (Deci & Ryan, 1985); нуджи для поддержания вовлечённости.
- Практика (веб): участники придумывают один микро-нудж под свой курс (например: напоминание или челлендж).
- Домашнее задание: разработать 2 персонализированных вызова и 3–5 нуджей.
- Артефакт: чек-лист «персонализация и нуджи».
- Чему научится: создавать ощущение индивидуального маршрута и мягко подталкивать участников.
Блок 8. Сборка прототипа
- Тема: интеграция всех механик в сценарий.
- Теория: критерии вовлекающего дизайна; анализ кейсов.
- Практика (веб): «мини-презентация»: каждый за 2 минуты рассказывает ключевую механику из своего курса.
- Домашнее задание: собрать финальный прототип курса.
- Артефакт: готовый прототип курса/модуля.
- Чему научится: интегрировать инструменты в целостный дизайн.
Информация о ведущих

Каруна Алексей
Методолог и бизнес-тренер. Специализируется на адаптации обучения под поколение Z.
Последние годы работает с преподавателями, корпоративными университетами и методистами — обучает, как выстраивать учебные программы под современное восприятие: рассеянное внимание, клиповое мышление, запрос на смысл и контроль над темпом.
В профессии с 2017 года. За это время:
- стал лауреатом премии «Бизнес-тренер года»
- запускал обучение в Ozon, Tele2, Связной и других крупных компаниях
- основал собственный EdTech-стартап, в котором работают исключительно зумеры
- выстроил авторскую методологию под поколение Z: от когнитивной базы до форматов подачи
Завершился очередной онлайн-курс!
Он включал в себя вебинары и практические задания, что позволило участникам не только узнать что-то новое, но и применить это на практике.
Если Вы хотите узнать дополнительную информацию - напишите или позвоните нам, и мы ответим на все Ваши вопросы:
Для просмотра записей онлайн курсов ведущих этого курса Вы можете выбрать наиболее подходящие для Вас условия доступа:
| Услуга | Подробности | Цена |
|---|---|---|
| Доступ на 1 мес. к видеозаписям курсов ведущего Каруна А. | 3600 | |
| Доступ на 6 мес. к видеозаписям курсов ведущего Каруна А. | 4800 | |
| Доступ на 12 мес. к видеозаписям курсов ведущего Каруна А. | 7200 |




















